Среда, 24.04.2024, 10:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Башня

Блог

Главная » 2014 » Апрель » 5 » Еще раз о свободе
09:06
Еще раз о свободе

Думаю, что есть смысл суммировать все, что мной говорилось по этому поводу, в виде неких тезисов, чтобы не возникало разночтений и непонимания.

1. Свобода есть атрибут человека, дарованный Богом.

2. Всякое покушение на свободу есть тем самым покушение на его неотъемлемые права.

3. Свобода,  тем не менее, не является верховной ценностью, поскольку сама коренится в воле Бога и обязана своим происхождением Ему.

4. В связи с этим человек может использовать свою свободу как для Богосотворчества, так и для деструктивной деятельности.

5. Свободно совершаемые действия поэтому могут быть и должны оцениваться с точки зрения того, что они приносят в мир, умножают ли они благо, или приносят хаос, зло разрушение и саморазрушение. Тем не менее, и в последнем случае свобода остается с человеком, он имеет право на самоуничтожение и деградацию, если ему уж так сильно этого хочется. Но он не имеет права требовать, чтобы его деградацию одобряли, восхищались ею и расхваливали ее как "свободу".

Можно сформулировать в виде тезисов и отношение к либерализму.

1. Либерализм прав, когда отстаивает свободу от антилиберализма, который в данном случае оказывается бОльшим злом. Исторически роль либерализма первоначально является безусловно прогрессивной.

2. Либерализм в ходе своего развития постепенно переходит к "обожествлению свободы" и естественным образом вырождается. Он начинает требовать одобрения любого свободно совершаемого действия, если оно внешним образом не наносит вред свободе другого, тем самым на этом этапе он становится идеологией разрушения и саморазрушения, анархизмом (мистическим или не очень мистическим).

3. Требование "одобрения" под видом требования "свободы" есть типичная либеральная подмена.

4. Либерализм есть, таким образом, "недостаточное" учение, которое освобождает, но не дает никаких ориентиров кроме "свободы ради свободы". Как следствие, ощущая свою недостаточность и естественную тягу к идеологии саморазрушения, либерализм неизбежно вступает в скрытый или открытый симбиоз с другими учениями, которые могли бы дать ему "положительную" программу. На этом этапе он исчезает, хотя сам либерализм может продолжать использоваться в качестве "маски" или приманки для потенциальных неофитов. Свободой завлекал III Жругр во времена своего расцвета, свободу ныне предлагает всем и Стэбинг. Лицемерие - закономерный итог эволюции либеральных идей.

Просмотров: 619 | Добавил: denouts | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 СлишкомИзвестноеЧтобы  
Д.Н.: "1. Свобода есть атрибут человека, дарованный Богом."

Позвольте предложить Вашему вниманию иной взгляд на понятие "свобода". Мне представляется, что неотъемлемым и одним из важнейших атрибутов подлинной свободы является ответственность. Поэтому беспрепятственность действий, не сопровождающихся чувством личной ответственности за их последствия (которую одни воспринимают, как абсолютную свободу, а другие - как опасную вседозволенность), я рассматриваю, лишь как тягостную зависимость от инстинктов, невежества, беспечности, гордыни и иных пороков.
Состояние ответственности (как производного от совести и стыда) не является врожденным (дарованным) человеку, а появляется и укрепляется в нем по мере его духовного роста, взросления, в результате пройденных испытаний. Из чего следует, что подлинная свобода человека - в определенном аспекте -действительно может считаться его неотъемлемым атрибутом - но лишь при условии, что не всякое двуногое существо с паспортом и гражданством может быть признано человеком.
На встречное возражение, что таким образом ответственность тоже выступает мощным ограничителем свободы-вседозволенности, с готовностью соглашусь, что абсолютной, ничем не обусловленной свободы вообще не существует, в принципе. Таким образом, в моей парадигме теряют смысл и другие Ваши тезисы (кроме третьего).

То есть, на мой взгляд, можно рассуждать о степени внутренней свободы человека, но некорректно говорить о его абсолютной свободе. Которая, если и возможна, то лишь на короткое время, как сущее наказание (типа проклятия «чтобы пусто было»). Ещё смешнее говорить о свободе физической оболочки.

Третий тезис не вызывает принципиальных возражений. Однако отмечу, что слова «тем не менее» конфликтуют с первым тезисом (может ли быть недорогим дар Божий?).
Внутренние логические противоречия я вижу также:
во втором тезисе (покушение на покушение – это тоже покушение, поэтому даешь свободу любым покушениям на неё!),
в четвертом (в чем может заключаться смысл бесконтрольной раздачи топоров всем подряд, включая несовершеннолетних и недееспособных?)
и в пятом («Опыты» Монтеня, вслед за народной мудростью, утверждают, что нет в этом мире ничего однозначного – ни зла, ни блага.).

Д.Н. "Можно сформулировать в виде тезисов и отношение к либерализму."

Т.наз. «либерализм» - вообще суть пустое образование: термин есть, спекуляций на нем немерено, а самого либерализма встречать не приходилось. Бывает глупость, бывает хитрость, бывает компромисс – их ширма называется «либерализмом».

Но Вы-то точно не либерал, посему с тревогой жду санкций, так как это всё же Ваш персональный блог, а не дискуссионный клуб, и лимит критических замечаний мной уже кажется превышен.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz