Пятница, 29.03.2024, 09:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Башня

Блог

Главная » 2019 » Апрель » 4 » Заметки о Фукуяме
13:21
Заметки о Фукуяме

Фрэнсис Фукуяма, американский философ, прославился в начале 90-х гг. прошлого века провозглашением "конца истории" в виде неизбежной победы либеральной демократии по всему миру. Хотя его скандально известную статью, с которой началась шумиха вокруг его имени, я читал еще студентом, книгу, которую Фукуяма поспешил выпустить на волне интереса к своей персоне, я прочел только теперь.

Надо сказать, что я разочарован. Все-таки я ожидал аргументации и рассуждений как минимум уровня Карла Поппера - последнего великого защитника западного либерализма. Но Поппер - представитель старой европейской школы, с ее основательностью как в теории, так и в подкрепляющих фактах. Фукуяма - американец, и этим все сказано. Текст его - на уровне аспиранта философского факультета первого года обучения. Фукуяма, подобно начинающему аспиранту, действительно, кое-что читал: кое-что из Платона, кое-что из Гоббса и Локка, кое-что из Канта и даже кое-что из Гегеля и гегельянца Кожева. Еще он освоил кое-что из Ницше. Этого "кое-что" ему кажется вполне достаточным, чтобы больше уже ничего не читать, а разом решить все проблемы мировой истории. В итоге Фукуяма с завидным постоянством демонстрирует полное невежество, когда ему проходится говорить обо авторах, которые не попали в его список "заданного чтения на лето". Он перевирает взгляды Макиавелли и Тойнби, он ничего не слышал об экзистенциализме, христианская философия для него - терра инкогнита, и даже с Поппером он, похоже, не знаком. В результате сущность христианства у него оказывается "рабской идеологией" (это он вычитал у Гегеля), человеческая душа состоит из трех начал (так написано у Платона), а опора на факты у него сводится к фразе: "Ну вы же видите, что либеральная демократия везде побеждает!".

Тем не менее, кое-что ценное у Фукуямы есть. В отличие от Поппера он живет в другую эпоху, когда внутренний кризис либеральных ценностей становится более заметным, и этот кризис проникает и в его тексты. Правда, Фукуяма собственно свободу как ценность не анализирует. Зато он  много пишет о другом столпе либерального общества - о равенстве, и вот здесь его наблюдения безусловно достойны внимания. Если кратко суммировать его высказывания, то равенство на самом деле - не слишком приятное для людей состояние. По большому счету, люди не хотят сытого, посредственного и равнодушного равенства. Люди всегда стремятся "быть больше" (чаще всего - больше других), они хотят признания не в качестве равных, но в качестве "великих". Фукуяма трактует это стремление как платоновский "тимос" - гордыню, однако если бы он читал побольше, он бы знал, что вообще-то стремление к развитию и преодолению "себя-прошлого" не обязательно диктуется гордыней. В христианской мысли это стремление есть стремление к Богу ("И не знает покоя наше сердце, пока не успокоится в Тебе!" - но Фукуяма и об Августине, разумеется, не слышал).

Но, так или иначе, Фукуяма фиксирует глубокую внутреннюю неудовлетворенность либеральным обществом. Порочно или не всегда порочно "стремление к превосходству" - оно есть глубинная человеческая потребность, выхода для которой в зрелом либеральном обществе нет. И это создает предпосылки для его будущего падения - рано или поздно копящееся глубинное недовольство выплеснется наружу и опрокинет либеральные общества со всеми их "свободами и равенствами". Отдадим должное Фукуяме - он видит серьезность этой опасности... но ведь он же самоуверенный американский оптимист! И он заявляет: все равно все будет хорошо! Во-первых, уже есть каналы "сброса энергии" для честолюбцев - можно заняться спортом, или сколачивать состояние, или делать политическую карьеру. Получите свой кубок, должность президента или счет с N-ым количеством нулей в банке и удовлетворите свою гордыню! А во-вторых, лучше либеральной демократии строя все равно нет, при других режимах с удовлетворением глубинных человеческих потребностей еще хуже.

Что ж, и с тем, и с другим можно поспорить. Гордыню либеральные общества равенства может и удовлетворят, но только ли в гордыне дело? Человек на самом деле жаждет духовного, внутреннего роста, а значит, ему нужна шкала, чтобы его мерить, а наличие шкалы отменяет "равенство". Стало быть, ее появления либеральные общества не допустят... и неизбежно падут, когда человек осознанно такой шкалы потребует.

А что касается второго аргумента - то, да, Фукуяма прав. Пока прав. Либеральное общество - лучшее из возможных до тех пор, пока не придет Роза Мира и не поглотит самодостаточный либерализм, предложив людям более справедливое, более нравственное, и более отвечающее глубинным и лучшим потребностям человеческого духа народоустройство.

 

 

Просмотров: 417 | Добавил: denouts | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Апрель 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz