Эпироза. Зачин

Денис Наблюдатель

Эпироза

Зачин

Эта книга задумана как некое дополнение и продолжение «Розы Мира» Даниила Андреева, но она ни в коей мере не претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем простой попыткой использовать сообщенное Вестником для анализа событий истории второй половины XX – начала XXI века. Она есть плод личного осмысления, и, разумеется, не является результатом метаисторического озарения. Однако соотнесение открывшегося Д. Андрееву с реальным историческим опытом было постоянной и неотъемлемой частью его метода, и мы, используя его откровение, можем воспользоваться тем же приемом, чтобы нарисовать картину современных метаисторических процессов.


Результат, разумеется, носит предположительный характер, это всего лишь личное видение метаистории, окрашенное оттенками, свойственными моему сознанию, и оно, разумеется, может не совпадать ни с другими взглядами на нее, ни, тем более, с реальным положением дел.


Первый раз я пытался написать нечто подобное совсем молодым человеком, только что ознакомившись с «Розой Мира». Этот черновой набросок не сохранился, наверное, к лучшему — слишком наивным и незрелым он был. Затем я долгое время крайне скептично относился к подобным попыткам, и своим, и чужим, поскольку достоверность полученного результата всегда оказывалась более чем сомнительной. Однако ныне я придерживаюсь иной точки зрения — даже такая предположительная реконструкция метаистории все же нужна для осмысления текущих метаисторических процессов, пусть даже в неточной и предположительной форме.


Создавая «Эпирозу», я постоянно вспоминал историков древности и удивлялся, насколько положение любого современного метаисторика схоже с их положением. Античные историки также работали в условиях острого дефицита свидетельств и материалов. Они по крупицам собирали свидетельства и факты, предположения и воспоминания, даже вымыслы, легенды и мифы. У них также не было возможности многое проверить. Нехватку «фактов» они восполняли работой воображения, психологической реконструкцией, интуицией и размышлениями. К тому же они не были «учеными-позитивистами», а потому история была неотделима для них от литературного творчества или нравственных уроков. В результате они создавали великолепные произведения, где литература, история и философия сливались в нерасторжимое целое, и именно из этих памятников ныне мы черпаем почти все наши знания об Античности, нисколько не страдая оттого, что эти памятники «ненаучны» в современном смысле этого слова. Ведь через эти памятники мы ощущаем больше, чем могла бы нам дать самая подробная фактография или беспристрастно строгая теория, мы ощущаем сам дух эпохи.


Также поступает и метаисторик, для которого закрыт «научный» подход, но который вполне способен двигаться путем древних историков, полагаясь на размышления, интуицию, этику, поэзию и мудрость в надежде пусть не воссоздать точную копию метаисторических событий, но уловить хотя бы отчасти их глубинный смысл. Более того, «научность» противопоказана метаистории, поскольку сам научный метод есть порождение приземленного рассудочного взгляда, бездушного и логизирующего, метаистория же открывается лишь глубинному переживанию, эмоциональному, возвышенному и заинтересованному, и излагаться должна не как свод фактов и статистических данных, но как «история» в первом, изначальном смысле этого слова, как захватывающий рассказ, волнующий и трогающий слушателя.


Первым и главным метаисториком, примером и образцом для подражания для нас всегда остается Даниил Андреев, превзойти которого невозможно тому, у кого нет дара вестничества. Но все великие историки древности обладали подражателями и продолжателями, которые, не обладая талантами предшественников, все-таки честно пытались восполнить пробелы в их повествовании, если оно обрывалось и оставалось незаконченным. Можно вспомнить Посидония, продолжившего «Историю» Полибия, или Агафия, начавшего свой труд с даты, где обрывается повествование великого Прокопия Кесарийского. Аналогично должен действовать и метаисторик, восполняя отсутствующее в «Розе Мира».


Отсюда и название данной книги — греческий предлог «эпи» означает непосредственное следование за чем-то, прибавление к чему-то, а также зависимость и подчиненность, даже вторичность, что, на наш взгляд, очень точно выражает сущность данной работы.


К сожалению, для анализа любому продолжателю доступен в основном исторический процесс, а он, главным образом, есть отражение деятельности уицраоров. Давать ему какую-то метаисторическую интерпретацию достаточно легко, но это всегда будет рассказ в основном о демонах государственности. Что касается Провидения, то понять его намного сложнее. Смягчение нравов, духовное делание, изменение ценностных установок, возрастание любви и жажды высшего происходят незаметно и ни в каких громких событиях себя не обнаруживают. Становятся очевидными они лишь спустя десятилетия. Кроме того, в отличие от демонов государственности, Провидение, по слову Логоса "творит новое", оно создает нечто, превышающее то, к чему мы привыкли, и опознать, как и осознать это новое и высшее удается далеко не всегда.


Тем не менее, можно и нужно пытаться понимать не только действия примитивных хищных сущностей, но и замыслы высших сил, их вклад в общее движение человечества, цели и пути, по которым они нас ведут. Это невероятно трудная, но гораздо более значимая задача, чем описание драк и потасовок на трансифизической изнанке мира, и настоящий метаисторик должен стремиться именно к ее решению.


И тогда метаисторическое познание (как когда-то опыт исторический) сможет постепенно продвигаться вперед даже без вестников, пусть на ощупь, спотыкаясь и блуждая. Но через коллективный опыт, через собственное взросление метаисторика, который будет все глубже осознавать невидимую истину, оно шаг за шагом приблизится к правильному видению метаисторических процессов.


Конечно, когда придет новый Вестник, все бледные наброски, что здесь представлены, утратят всякий смысл. Но до тех пор они должны и будут служить нам чем-то вроде свечи во мраке, — горящей, пока не взойдет солнце.





Главная | Мои работы ]

© Денис Наблюдатель 2017, All Rights Reserved.