Краткое пособие для начинающего родониста

Денис Наблюдатель

Краткое пособие для начинающего родониста

Мы живем в мире, где всевозможные пособия по психологии пользуются необыкновенной популярностью. Достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы на предлагаемых там развалах обнаружить книги с названиями вроде «Как перестать быть овцой и стать бараном», «Как создавать друзей из людей», «Как обольстить женщину или завоевать мужчину», «Кнут и пряник: как правильно дрессировать мужа», «Как стать великим за 30 минут», и т. д. и т. п.


Ничего сверхъестественного в этих книгах не содержится — все на уровне обычного здравого смысла, но… люди любят практические пособия. Наверное, потому что любой перевод теории в практику — все-таки труд, и труд немалый, и легче работать с уже готовыми рекомендациями, чем выводить их самому методом размышлений, проб и ошибок. Быть может, одна из главных проблем «Розы Мира» как раз и состоит в том, что к ней нет такого «практического пособия». Даниил Андреев нигде не дал в директивной или тезисной форме никаких конкретных указаний, «как быстро соорудить Розу Мира из подручных средств» или «как достичь трансформы с помощью препаратов бытовой химии». Исключением является разве что глава, посвященная работе со стихиалями на природе, но большая часть родонистов живет в городах, да и методика, предлагаемая Вестником, уж очень узконаправленна по своим целям и задачам.


Почему Даниил Андреев избегал практических советов — сложно сказать. Может быть, играла роль его скромность и нежелание быть пророком, что-то диктующим своим последователям, а может быть, он учитывал неудачный опыт моралистов прошлого, которые добились только того, что их последователи погрязли в мелких правилах, но упустили из вида главное.


Но хотя «Роза Мира» не содержит в себе никаких рецептов по поводу того, «что делать» и «как нам обустроить Россию и свою жизнь», все это в ней на самом деле есть, но в скрытой форме, рассчитанной на самостоятельное извлечение честным читателем.


И долгое время я полагал, что если читатель сам не извлекает для себя конкретных рекомендаций, стало быть, это либо душевная лень, либо и вовсе недобросовестность.


Теперь моя позиция стала мягче. В конце концов, речь идет о работе, и довольно большой, проведение которой требует времени, опыта, и даже некоторого количества синяков и шишек. Я по-прежнему считаю, что в основном такую работу человек должен делать самостоятельно, однако готов поделиться личным опытом и наблюдениями с теми, кто только приобщился к миру «Розы» и размышляет над тем, «а что же дальше».


Изложенное ниже, разумеется, не есть набор заповедей и предписаний. Да их и невозможно было бы сформулировать в директивной форме — мы сталкиваемся с бесконечным разнообразием ситуаций, где любой однозначный рецепт в принципе не работает. Потому это, скорее, рекомендации и советы, опираясь на которые каждый определяет сам для себя конкретную программу действий.


Вряд ли опытные родонисты со стажем найдут здесь что-то интересное: все, что будет изложено ниже, им давно и хорошо известно. Однако новичкам моя работа может оказаться полезной.


1. Строить ли мне сегодня с утра Розу Мира?

Первое, что обычно делают неофиты, ознакомившись с текстом Вестника, — это немедленно бросаются создавать Розу Мира, основывать какие-то кружки и организации и читать проповеди первым попавшимся прохожим с целью немедленно обратить их в свою веру.


Конечно, энтузиазм всегда похвален, однако он вдвойне похвален, когда не пропадает зря. При попытке «организовать Розу Мира» обычно забывают о нескольких важных вещах.


Любой социальный институт существует, только если выполняет какую-то функцию. Если мы посмотрим на те функции, которые Даниил Андреев предписывает Розе Мира, то они сводятся к следующим:


А) контроль за деятельностью государств;


Б) создание и отправление нового религиозного культа;


В) посредничество между религиями;


Г) воспитание человека облагороженного образа;


Д) светлое творчество.


Первые три функции для кружка из двух-трех человек явно не по силам. Четвертую они могут осуществлять разве что в том случае, если являются членами одной семьи, и у них есть дети. Впрочем, здесь свои сложности — чтобы воспитывать человека облагороженного образа, им самим уже нужно стать.


Значит, остается только пятая функция, но и с ней существуют проблемы. Творчества «вообще» не бывает. Есть творчество поэтов и художников, конструкторов и земледельцев, воспитателей и организаторов. Крестьянин, пашущий ниву, и писатель, пашущий за своим рабочим столом, в равной степени могут быть творцами, но вряд ли им стоит объединяться. Представим себе Тургенева, вступившего в одну артель с Хорем и Калинычем. И что они там вместе будут делать?


Словом, объединение для исполнения пятой функции возможно, но только если есть люди, готовые работать над конкретной задачей вместе.


А таких людей в родонистском мире очень немного. Скорее всего, найти их рядом не удастся.


Наконец, для родониста Роза Мира — дело рук Провидения в первую очередь. Без его вдохновляющего воздействия, без параллельных процессов в иных мирах никакая всемирная религиозная организация, даже в зачаточном состоянии, невозможна.


Итак, наблюдается явное отсутствие предпосылок для объединения и «строительства» Розы Мира. Тем не менее, на протяжении многих лет попытки «объединяться» постоянно предпринимались, и в качестве их основы рассматривались различные форумные площадки, а платформой объединения должен был выступить общий интерес к творчеству Даниила Андреева.


То, что затея эта с треском провалится, было ясно любому человеку, обладающему элементарными социологическими и психологическими знаниями. Расплывчатый «общий интерес» основой объединения быть не может. Он может быть основой только бесконечных дискуссий. Форум и создается как дискуссионная площадка, выявляющая различия и позволяющая их обсуждать. Функция любого форума — обсуждение, а не организация. Поэтому форум по своей природе есть инструмент разъединения, а не объединения, он дифференцирует позиции, а не сплачивает. Вот почему форумы двадцать лет дискутируют обо всем на свете (что логично), но так и не смогли никого ни с кем объединить (что тоже логично). Форумы всегда будут оставаться площадкой для столкновения мировоззрений и позиций, это их прямое назначение. Никакого сплачивающего общего дела на них нет, и быть не может в принципе.


Это, разумеется, не значит, что форумы исключительно вредны. Они позволяют оттачивать и прояснять собственное мировоззрение, учат навыкам дискуссии и изложению своей позиции, они могут помочь найти (если сильно повезет) единомышленников и способствуют до некоторой степени распространению родонистских идей. Но когда от них ждут, что они станут основой Розы Мира, от них ждут чего-то, чем они никогда быть не смогут.


В конечном итоге форум заканчивает свою жизнь в виде тусовки, где трындят обо всем на свете старые завсегдатаи, привыкшие друг другу, как неразлучные забулдыги, где даже ругаются между собой исключительно по многолетней привычке. Такие форумы напоминают загаженные темные коммунальные квартиры, где обыватели в засаленных шлепанцах привычно портят друг другу жизнь и окружающий воздух. Если вы не хотите закончить свою жизнь родониста в качестве обрюзгшей Марь Ивановны или толстозадого Ивана Никифоровича в штанах с отвисшими коленками — не задерживайтесь на форумах. Розу Мира вы найдете где угодно, но только не там!


Еще со времен «Маяка всех дорог» мне помнится такой эпизод. Некая женщина, живущая в Питере, предложила собравшимся на форуме встретиться и вместе помочь очистить городской парк. Казалось бы: вот и хорошее дело, способное объединить и подружить.


Однако ни одного желающего не нашлось.


Конечно, от Питера многие живут, мягко говоря, далеко, но и питерцев на тогдашних форумах было немало. Однако все они предпочли форумные разборки одному настоящему доброму совместному проекту.


Заброшенная могила Даниила Андреева на Новодевичьем кладбище — наглядный итог деятельности форумных болтунов.


2. Настоящая цель родониста

Если мы внимательно прочтем «Розу Мира», то увидим, что она нацеливает вовсе не на строительство какой-то конкретной организации под каким-то конкретным названием. Большая часть книги — о задачах, которые стоят перед любым воплощенным существом в любую эпоху, в любой стране и в любом мире. Это задачи просветления, одухотворения и облагораживания себя и мира вокруг в самом широком смысле. Это и есть главная цель любого родониста, т. е. человека, принимающего мировоззрение, изложенное в «Розе Мира».


И, разумеется, любая деятельность такого рода начинается с себя. Ничего и никого не удастся «просветлить», если человек сам переполнен комплексами и пороками, амбициями и гордыней. Если такой человек с энтузиазмом начнет заниматься «улучшением» других, это обернется кошмаром и для него, и для окружающих.


Всегда надо помнить слова Логоса: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».


Творить настоящее добро может только добрый человек, поэтому вначале необходимо им стать, как бы пафосно это ни прозвучало.


Конечно, сказать такое намного легче, чем сделать. Рэй Брэдбери как-то заметил по этому поводу: быть добрым — ужасное занятие, многие не выдерживают и ломаются. Викентий Вересаев, русский писатель начала XX века, рассуждая о героях Достоевского, заявил, что они непоправимо разделены пропастью на «хороших», «гармоничных» и «мятущихся», «проклятых», и для последних никакого перехода через пропасть нет.


Переход на самом деле есть, но он может оказаться долгим и трудным. И начинается он с соблюдения Закона.


3. Нравственные запреты и Закон

Первый шаг на пути к собственному просветлению — это соблюдение Закона, т. е. моральных норм и требований. Все они давно описаны и сформулированы в великих религиях человечества.


Нам часто говорят о противоречивости религиозной этики: дескать, одна религия требует одного, другая — другого, и все они друг другу противоречат. Это не так. В том, что касается основополагающих моральных принципов, все они едины.


Достаточно посмотреть на знаменитый Декалог (десять заповедей), начальные этапы буддийского восьмеричного пути, общие требования христианской и исламской нравственности, чтобы убедиться, что их посыл совершенно одинаков. Это требование не причинять никому зла, помогать ближнему своему и говорить правду. Ничего нового здесь Роза Мира на самом деле не изобретет, и изобрести не может, она лишь подтверждает своим опытом великий религиозный опыт прошлого.


Единственное, что она сделает, — это обобщит Закон, стоящий за бесчисленными конкретными моральными нормами.


Сформулировать его уже сейчас в самом приблизительном виде можно было бы так: «То, что вы делаете, то вы и получаете». Иными словами, Закон обеспечивает любому существу полное получение всего, что оно создает, независимо от того, делает ли оно что-то для себя, или для других.


Человек как бы посылает в окружающий мир импульсы-действия, которые Закон возвращает ему обратно. Люди по глупости надеются, что им вернутся только благие аспекты их действий. А им возвращается все.


Потому мы всегда держим в голове золотое правило нравственности, данное Логосом: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.


4. Добрые чувства и мысли

Наши мысли и чувства — тоже действия, они преобразуют реальность, только действуют они не на уровне материи, а на уровне духа. Поэтому их воздействие на окружающий мир менее заметно, но не менее реально. Одни из главных уроков «Розы Мира» — материальное и духовное неразрывно связаны, то, что осуществляется в мире духа, неизбежно проецируется и на материальный мир, а темные энергии подпитывают собой адские миры.


Вот почему зла не должно быть не только в поступках, но и в мыслях. И следующий шаг на пути к просветлению — очищение от мусора собственного сознания. Все великие религии об этом прекрасно знают и твердят о необходимости искоренять зло в первую очередь в своей душе. Зороастризм ввел добрые мысли в свою знаменитую триаду «добрые мысли — добрые слова — добрые поступки». Буддизм работу по очищению сознания включает как один из этапов восьмеричного пути. Наконец, христианство требует не грешить не только делами, но и на уровне мыслей: «ибо тот, кто смотрит на женщину с вожделением, уже согрешает с ней в сердце своем».


Этот следующий шаг нелегок, он требует развитого самопознания и самоконтроля, умения вовремя опознавать и останавливать темные импульсы, возникающие в душе, но он абсолютно необходим. Иначе человек так и останется рабом своих похотей, обманывающим и себя, и других относительно своих истинных намерений. Он будет старательно прогибать «Розу Мира» под свои низменные желания, незаметно превращаясь в алчную гусеницу, жрущую чудесный цветок. Только вот бабочкой такой садовый вредитель никогда не станет. Подобных персонажей родонистские форумы видели несчетное множество, это люди, которые пламенно желают изменить мир, но не желают ни на йоту меняться сами. В итоге они изобретают очередную идеологию «под себя», а потом пытаются приспособить к ней всю Вселенную. Когда же у них этого не получается, они шипят на всех вокруг, подобно змеям и источают яд, подобно жабам. О них хорошо сказал Рэй Брэдбери: «Таковы люди Осени. Остерегайтесь их и не уподобляйтесь им».


5. Человек Лета

Мало изгонять Осень из собственной души, нужно еще и впустить туда Лето. Даниил Андреев говорит о сорадовании как важнейшей черте нового человека. Это — особое качество, это умение находить в окружающем мире островки гармонии и отзываться на них, это умение видеть хорошее и радоваться ему, умение настраиваться на любую светлую волну, откуда бы она ни шла. Человек Осени смотрит на лужу и видит в ней грязь. Человек Лета смотрит на нее же и видит отражающееся в ней Небо.


Конечно, это не означает, что надо закрывать глаза на бесчисленные изъяны и недостатки мира. Но их не победишь тем, что будешь бросаться на них с топором. Сатирики всегда плохо заканчивают — они привыкают видеть во всем только уродства и пороки и под конец изнемогают от навалившегося на них бремени.


Человек Лета действует не так: он подхватывает и раздувает в своем сознании ту искру гармонии, что находит в окружающем мире, он отзывается на нее, преображает и усиливает ее. А затем он отправляет ее обратно, заставляя отступать призраков ночи.


6. Провидение и общение с ним

Несмотря на сложность задачи по преображению себя, она на самом деле вполне осуществима. Неосуществимой она кажется только по человеческим меркам, но человек работает над собой не один. «Провидение всегда на страже нас», — сказал Вестник. Как только человек искренне пытается измениться к лучшему, оно всегда приходит ему на помощь.


Установление связи с Провидением — это важнейшее условие успеха работы над собой. «Человекам невозможно, но Богу возможно все». Потому постоянная молитва как способ поддержания связи с Провидением всегда присутствует в жизни родониста. Это не выпрашивание каких-то благ и просьбы об успехе, это просьба наставить и направить, это призыв к Провидению ввести свою волю в нашу жизнь и изменить ее в соответствии с ней.


Необходимость молитвы ведет к еще одному важному следствию. Она есть признание Провидения ведущей силой, а человека — ведомой. Сотворчество с Провидением не является сотворчеством «двух старых добрых друзей». Оно есть добровольное подчинение Божественному замыслу, Божественному плану, включение своего творчества в более широкий контекст, готовность отказаться от него, если оно не угодно Богу. Только тогда человек действительно может обрести силу и славу, поскольку на него ляжет отблеск величия самого Провидения, всех тех бесчисленных множеств, что творят во славу Господа.


Это полностью противоречит тому, чему сейчас учит западная светская мысль. Ее основной лозунг — верь в себя, и у тебя все получится. Но большей глупости и придумать невозможно, над этой верой искренне посмеялся еще Честертон: «Спившийся поэт верит в себя. Пожилой священник с героической поэмой, от которого вы прятались в задней комнате, верит в себя. … Вера в себя — обычный признак несостоятельности. Актеры, не умеющие играть, верят в себя; и банкроты. Человек непременно провалится, если он верит в себя».


Верить надо не в себя, а в Провидение и в свою способность быть с ним и действовать заодно с ним, слышать его и действовать под его руководством, в успех вместе с Провидением, а не в свой собственный. Доверие к Провидению — это как раз и есть определенное недоверие к себе. Человеку свойственно ошибаться, но если я ошибаюсь в своих действиях и проектах, Провидение укажет мне на мои ошибки.


Мы не видим общего замысла, даже тех его элементов, что касаются нас самих, мы в каком-то смысле действуем вслепую. А потому мы должны сверять каждый свой шаг и каждое свое действие с провиденциальным замыслом, поскольку мы не можем знать, к чему они приведут. Умение слышать Провидение, встраиваться в ход событий — важнейший навык для родониста, он вырабатывается долгой практикой и молитвенной жизнью, но он также абсолютно необходим.


Конечно, в центре молитвенной жизни всегда остается Логос, Божественный Разум человечества, но молитвы могут быть обращены к любым светлым иерархиям — тем, которые индивидуально ближе, или которые связаны с нашей деятельностью. Ангелы и святые, стихиали и даймоны, Демиурги и Соборные души — все они готовы придти нам на помощь в той области, что близка и понятна им.


Молитва — уже единение с Провидением.


7. Дело

Однажды, на одном из родонистских форумов появилась женщина, работавшая в детской комнате милиции. Очень просто она рассказала о том, чем занималась в своей не слишком романтичной повседневной деятельности: разъясняла, как могла, малолетним преступникам закон кармы и предупреждала их о неизбежном воздаянии за совершенные проступки в надежде на то, что хотя бы некоторые из них задумаются о последствиях своих деяний.


Помню, что мне было ужасно неловко. Перед нами был реальный человек с реальной, очень нелегкой деятельностью, который, как мог, боролся со злом в чужих душах, а попал он в мир, где о добре говорили много, только вот никогда его не делали. Да и что бы мы могли ей предложить, чем могли бы помочь? Человек уже нашел свой путь, и ему нужны были практические советы, поддержка и помощь, единомышленники. Для нее форумные разборки были чужым и чуждым занятием.


Словом, я всей душой поддерживаю тот лозунг, что уже многократно озвучивался критиками родонистских форумов: «Не говорить, а делать!». А что делать-то?


Если у вас возникает такой вопрос, значит, вы еще довольно далеки от Розы. Форм деятельности, форм сотворчества Провидению великое, огромное множество. Альберт Швейцер, великий практик добра, говорил по этому поводу: «Подыщи для себя любое побочное дело, … пусть даже незаметное, тайное. Открой глаза и поищи, где человек или группа людей нуждается немного в твоем участии, в твоем времени, в твоем дружеском расположении, в твоем обществе, в твоем труде».


Конечно, Швейцер имел в виду в первую очередь активную благотворительность. Но взгляд Розы Мира на эту проблему шире: любая деятельность, если она одухотворена, если она творческая, если она несет благо другим, есть деятельность по преображению мира, т. е. деятельность, отвечающая духу Розы Мира.


Это может быть работа, которая по душе, которую совершают не просто как обязанность, но как служение. Это может быть хобби и увлечение, которое дарит знание и радость. Главное, чтобы через них вы ощущали то счастье единения со всем существующим, которое составляет саму суть Розы Мира, то совместное творчество «на благо всех живых существ», которым только и должны заниматься сторонники Розы Мира.


8. Единомышленники

Благим делом можно заниматься и в одиночестве, оно вполне самодостаточно, оно и путь, и смысл жизни, и источник энергии и счастья. Но, как правило, занявшись таким делом, человек не остается один. Благое дело притягивает соратников, потому что люди доверяют (и совершенно справедливо) одному искреннему намерению и одному благому поступку гораздо больше, чем тысячам слов о нем. Благое дело излучает свет, и на этот свет кто-нибудь обязательно заглянет. Так вы обретете соратников, и сделаете для становления Розы Мира гораздо больше, чем если бы занялись бесконечными проповедями.


Разумеется, это не означает, что Ваши соратники целиком и полностью разделят ваши убеждения, но этого и не нужно. Полное единодушие, как известно, бывает только на кладбище… да и то я в этом не уверен. Дело — не способ пропаганды конкретного мировоззрения, так его понимать — грубейшая ошибка. Дело, в котором рождается общность, само по себе уже и есть Роза Мира.


А личные убеждения могут оставаться у всех свои собственные, и Роза Мира даже в пору своего расцвета не будет пытаться непременно обратить всех в свою веру. Она объединит людей доброй воли совместной просветляющей деятельностью, а не через навязывание единообразного видения мира.


9. О демагогах

К сожалению, на огонек к вам могут заглянуть и иные персонажи: «ловцы душ», амбициозные демагоги, самозваные лидеры и лжеучителя. Таких вокруг «Розы Мира» обретается пока немного, но они есть и определенную опасность представляют. Это настоящие «волки в овечьей шкуре», завлекающие красивыми словами тех, кто пока еще не научился самостоятельно прокладывать свой путь и решать проблемы, связанные с «Розой Мира».


Распознать их непросто, но рецепты есть. И первый из них оставил нам сам Христос, когда учил смотреть на плоды, чтобы понять суть дерева. Если перевести совет Логоса на язык нашей ситуации, то получится следующее.


1. Демагог крайне ревнив. Он и в мыслях допустить не может, что вы однажды пойдете куда-то мимо него сами, своим путем. Потому он всеми силами будет привязывать вас к себе. Смысл нашего общего ученичества в Шаданакаре — в обретении самостоятельности, а демагог будет лишать свою жертву даже намека на нее. Если вы чувствуете, что чем дальше, тем больше вам предлагают полагаться на его видение, его мнение, его решения, если вам исподволь внушают, что у вас нет будущего без него, — перед вами демагог.


2. Демагог бесконечно много обещает, но ничего по-настоящему не исполняет. Он все время говорит, что вы вот-вот вместе с ним достигнете… обретете… получите… но ничего не происходит. Это обычная демагогическая стратегия.


3. Никогда никому подлинного удовлетворения общение с демагогом не доставляет. Он вроде бы и влечет к себе своей харизмой, обаянием, но это лишь обманчивый свет его фальшивых речей, тусклое мерцание гнилушек, манящих, но не греющих. Как ни пытаетесь вы обрести рядом с ним хоть каплю радости, этого не получается.


Разумеется, демагоги знают о своих слабостях и постараются и тут вас обмануть. Вам красочно распишут, что вы на самом деле уже все давно благодаря демагогу обрели: и самостоятельность, и гениальность, и радость… И если вы не привыкли думать своей головой и во всем полагаетесь на авторитет своего любимого вождя, то вам неизбежно придется с ним согласиться. Тогда вы так и будете всю свою жизнь служить ему своеобразной пищей, находиться у него в рабстве и твердить себе, что это и есть подлинное счастье, потому что «он так сказал».


10. Путь

Если же вам удалось избежать описанных выше ловушек, то нахождение своего дела будет означать начало долгого, но увлекательного пути. Все великие и самые захватывающие книги — это книги о странствиях и путешествиях, тому же, кто нашел свой путь, предстоит отныне не читать о них, но самому их пережить. Это невероятное приключение, для каждого свое собственное, это история, полная удивительных открытий и свершений. Это грандиозная игра, где каждое действие меняет мир и меняет героя, где итог зависит от множества решений, предугадать которые невозможно. И потому я не знаю, что ждет моего читателя дальше, но мне и не нужно этого знать. «Я рассказываю каждому свою историю» — говорит Аслан у Льюиса, значит, пора перевернуть следующую страницу и начать читать ее самостоятельно.


А все вышеизложенное — лишь небольшой первичный инструктаж, и он окончен. Дальше дело за Провидением — и оно бесконечно лучший наставник, нежели я.


Удачи!


29 апреля 2018 г.
2 мая 2018 г.



Главная | Мои работы ]

© Денис Наблюдатель 2018, All Rights Reserved.