Денис Наблюдатель

Вместо предисловия к циклу "Три темных вестника"

Писать о темных вестниках – не самое приятное занятие, в этом я убедился на собственном опыте. Прикосновение к жизни и творчеству людей, оставивших светлый след в истории культуры, подобно захватывающему путешествию, делающему тебя мудрее и счастливее. Прикосновение к жизни и творчеству темных вестников подобно нырянию в затхлый и темный омут: радости это не доставляет – ни пишущему, ни читающим. Более чем когда-либо я понимаю К. С. Льюиса, говорившего, что писать о демоническом легко, вот только столь же легко задохнуться, занимаясь этим.


К сожалению, обойти эту тему нельзя. Пока в культуре и в мире существует демоническое начало, нам раз за разом придется обращаться к его выявлению и разоблачению, и особенно это касается темных вестников, сознательных и последовательных врагов Провидения.


Персонажи для данного цикла были выбраны почти случайно. Прежде всего, мне хотелось бы остановить свое внимание на тех фигурах, которые, будучи отделены от нас столетиями, не утратили своего влияния на современность. Они никуда не исчезли, они по-прежнему с нами, о них пишут научные труды, их изучают в вузах и издают миллионными тиражами, они некогда вкрались в доверие человечества и сохранили его по сей день. В некотором смысле они по-прежнему живы и по-прежнему опасны, вот почему противостояние с ними продолжается и далеко от завершения.


Но позднее я заметил еще одно сходство у выбранных мной персонажей: каждый из них является своего рода освободителем от морали, но каждый в своей сфере: Макиавелли — в политике, Бэкон – в науке и познании, Ницше – в творчестве. Тем самым обнаруживается некое глубинное родство в их деятельности, и тем самым, быть может, сама их «жизнеспособность» неслучайна: в культуре, жаждущей безграничной свободы, именно темные освободители – кумиры и герои.


Тем больше оснований для включения очерков о них в общий цикл, развивающий единую линию и раскрывающий, возможно, звенья единого демонического плана по изгнанию из нашей жизни любой морали и любой нравственности.


И еще один любопытный момент: выход моих работ о темных вестниках неизменно сопровождается громкими кампаниями против меня, инспирируемыми теми, кто открыто (или скрыто) причисляет себя к сатанистам. Я, однако, не склонен видеть в этом ни желания заступиться за «собратьев по тьме», ни даже радения о моем нравственном облике (что в устах оголтелых дьяволопоклонников вообще звучит несколько комично).


Я вижу в этом только страх. Темный вестник разрушает не только тех, кому адресовано его учение, он разрушает и себя. Посеянная им тьма неизменно поглощает его самого, и жизненное банкротство, деградация или крах – закономерный итог его деятельности. Более того, подобное разрушение – один из признаков темного вестничества. Вот почему я неизменно указываю на процессы разложения, идущие вокруг носителя темной миссии, и вот почему этого (именно этого!) не хотели бы слышать те, кто сами поклоняются тьме: раз за разом мои тексты, как зеркало, показывают им, что ждет их самих на избранном ими пути. Вот почему они ужасаются и затыкают уши, вот почему они взывают к толерантным принципам современной культуры, стыдливо умалчивающей о том, чем закончили свои дни Фрейд, Ницше или Ленин.


Они хотели бы представить подобный катастрофический конец жизненного пути как досадную случайность, постороннюю нелепость, не имеющую никакого отношения к тому, что делали темные вестники на протяжении всей своей жизни. Но в нашем мире случайностей не бывает, тем более не бывает их в судьбе столь значительных фигур. И итог, к которому приходит человек в конце своей жизни – не является ли он наглядной демонстрацией того, куда и к чему приводят исповедуемые им взгляды?




Главная | Вестники и родомыслы ]

© Денис Наблюдатель 2013, All Rights Reserved.