Фрагмент из девятой книги РМ, где речь идет об этической оценке уничтожения испанцами империи инков, часто используют для обвинений ДА в аморализме. Дескать, ДА оправдывает завоевательные действия, вводя понятия "двух этик": обычной и метаисторической, которая учитывает не только ближайшие и всем очевидные страдания, но и отдаленные последствия этих страданий для развития человечества.
Якобы с точки зрения этой второй, "метаисторической" этики уничтожение инков испанцами оказывается оправданным. В перспективе из этого может быть выведено оправдание зла "ради добра", что и открывает путь ко всевозможным подменам и преступлениям.
Однако на мой взгляд, ДА всего лишь неосторожно пользуется понятиями этики, на самом деле никакого, даже частичного оправдания действий испанцев у него нет.
Неосторожность ДА заключается в том, что он применяет этические категории к явлениям, которые этической оценке на самом деле не подлежа
...
Читать дальше »