Ни один народ не может обходиться без мифа, связывающего его с высшей реальностью. Но условия формирования мифологии бывают иной раз весьма специфичными.
Для России, Европы, цивилизаций Востока миф рядится в одежды Средневековья, далекой романтической эпохи, противопоставляемой машинной эре. Но в США не было средних веков, а было только Новое время...
И миф находит довольно неожиданные пути для своего воплощения.
Отчасти роль Средневековья берет на себя "легенда о Диком Западе": вестерны с их индейцами и ковбоями занимают до некоторой степени место героического эпоса.
Но в гораздо большей степени функция первичного мифотворчества переходит к комиксам, из которых вырастают все эти внушительные эпопеи о Бэтмене, Человеке-Пауке, Супермене и т.д. Они же позволяют сформулировать главный "нерв" этой мифологии: историю про одинокого супергероя, всего добившегося самостоятельно, защитника справедливости "несправедливыми методами", победителя темных сил.
Здесь сила и слабость Америки, ибо такой миф невольно амбивалентен: он и тянет вверх, но может и толкать ко злу, - мифотворчество редко бывает "чистым", и почти всегда замутняется и "слишком человеческим", и откровенно демоническим.
|