В современном кинематографе (западном, в первую очередь) среди традиционного набора персонажей есть один весьма любопытный тип. Это "религиозный" человек. И, надо сказать, тип этот весьма неприятный.
Как правило, он безумный фанатик. И, к тому же, совершенно неадекватный. К месту и не к месту он твердит какие-нибудь выдержки из Библии и все время в соответствии с этими выдержками порывается или сжечь прогрессивно мыслящего (и свободного) главного героя, или изгнать из него беса, или просто учудить какую-нибудь невероятную пакость, причем все это он совершает с горящими глазами и явно в порыве одержимости. Иногда он прикрывает религиозным рвением какие-нибудь свои низменные пороки.
Конец его всегда позорен - будучи неадекватным, он становится жертвой собственной невменяемости и неспособности правильно оценить ситуацию.
Что, собственно, внушается зрителю подобным образом? Что религиозность страшна и смешна, что тот, кто "верит" - фанатик и идиот, да и просто "плохой парень" и "неудачник".
Я вижу в этом вполне сознательную дискредитацию религиозности. Конечно, подобные типы встречались и встречаются. Но ставить знак равенства между религиозностью и фанатизмом - это совершать сознательную подмену, это вполне целенаправленно чернить то, что, напротив, способно сделать человека разумным и успешным, не говоря уже про доброту, милосердие и прочие моральные качества.
Потому, как мне кажется, это просто еще один фронт борьбы либерального и светского сознания против возможной угрозы со стороны иного мировоззрения, которое вполне конкурентоспособно по отношению ко всем этим "западным ценностям", которые на самом деле делают человека гораздо более неадекватным, чем вера в Бога.
|