Говорят, что когда талибы разрушали статуи Будды в Афганистане, единственными, кто оставался по этому поводу абсолютно равно равнодушным, были сами буддисты. Быть может, ничто так не иллюстрирует безразличие буддизма ко всякой "форме", как этот эпизод. В Лхасе, после новогоднего праздника, монахи и сами уничтожают созданные ими великолепные скульптуры из масла.
Действительно, если весь мир - лишь иллюзия, держащая в плену неразвитое сознание, ценности у этой иллюзии быть не может. Даже у самых ярких форм этой иллюзии.
Напротив, христианство несет в себе несомненное оправдание творчества, поскольку Бог - творящее начало, и финал Книги гремит победным аккордом: "Се, Творю все новое!" В христианстве форма отбрасывается не ради пустоты и бесформенности, как в буддизме, а ради более совершенной формы, поскольку Бог в каком-то смысле и есть Форма Форм, наисовершеннейшая форма, к которой устремляется творение. Творчество и есть переход от одной, менее совершенной формы, к другой, более совершенной, т.е. приближенной к Богу. И форма сохраняет свою ценность до тех пор, пока ее не удается превзойти, пока она - живая связь между творением и Творцом.
|