Перечисляя во второй главе X книги РМ задачи, стоявшие перед Яросветом в XIX веке, Д.А. называет среди них и такую:
должны быть совершенно изжиты устойчивые классовые, национальные и социальные антагонизмы и предрассудки, возбуждено и углублено чувство социального сострадания и воспитано в поколениях сознание надсословных, надклассовых, наднациональных прав.
Однако, если вдуматься, такая задача никогда не являлась чем-то специфически русским. Аналогичная задача стояла и перед Северо-Западом, где подобные предрассудки также имелись, и где Демиург к XIX веку также не имел возможности влиять на ход событий через христианские церкви, а использовал для этого вестников.
Поэтому совершенно не удивительно, что среди деятелей Северо-Западной культуры мы находим множество тех, чья деятельность была направлена на решение аналогичных задач, а масштаб их влияния и дарования заставляет с большой долей вероятности видеть в них посланников Демиурга.
И среди них Чарльз Диккенс, безусловно, один из величайших. Сама его судьба изначально складывалась так, чтобы сделать их него великого писателя - и защитника "униженных и оскорбленных". В детстве он сам испытал нужду и несчастья - и прошел через все те ужасы лондонских трущоб, которые потом описывал в своих книгах. Этот шокирующий опыт, оказался, к счастью, кратковременным и не сломал его, зато остался в нем незаживающей раной, побуждающей его вновь и вновь возвращаться к данной теме - и воплощать ее в своих пронзительных романах.
Влияние его было столь велико, что некоторые авторы считают, что именно он победил "недобрую старую Англию", заставив власти законодательно бороться с нищетой, бедностью и преступностью по всей стране. Во всяком случае, достаточно ему было сделать местом действия романа, к примеру, частную школу для мальчиков, где ученики находились под полной и безраздельной властью садистов-наставников, как эти заведения, славившиеся своей бесчеловечностью, начинали повсеместно закрываться.
Диккенс, кстати, боролся со злом не только пером - он активно занимался благотворительностью и немало беспризорных получили благодаря ему "хлеб и кров". И при этом он оставался, в отличие, к примеру от Достоевского, общительным и жизнелюбивым, любившим застолье и дружеский круг - все те блага, которых он был лишен в детстве и которые теперь стремился сделать не только своим достоянием.
И, если моя догадка о его вестничестве верна, - не обладал ли он и неким пророческим знанием? Хотя пророчество и не является прямой задачей вестников, они многое знают о будущем. Диккенс, как известно, не любил Америку, его высказывания об американцах едки и саркастичны:
«Они так страстно любят Свободу, что позволяют себе весьма свободно обращаться с нею».
«Так и чудится, что все их заботы, надежды, радости, привязанности, добродетели и дружеские отношения переплавлены в доллары».
И, наконец:
«Самый тяжкий удар свободе будет нанесен этой страною, не сумевшей стать примером для всей земли».
|