Авторы, которые не очень вникают в суть дела и смотрят на РМ "со стороны", обычно с легкостью причисляют ее к оккультной литературе и эзотерике. Вместе с тем такой взгляд крайне поверхностен, поскольку да, Д.А. - мистик, но его мистицизм принципиально отличен от того, что принято сейчас под мистикой понимать.
Все те "мистические практики", которые рекламируются разного рода адептами эзотерики, основаны на отключении разума и затуманивании сознания. Делается ли это с помощью химических веществ, или медиум вгоняет себя в транс с помощью психотехник, стратегия всегда одна. Разум - отключить, сознание - затуманить и исказить, и тогда освободившееся место должны занять разного рода "откровения" и "восприятия тонкого мира". Потому неслучайно мистик в глазах обывателей всегда является сумасшедшим, и надо сказать, такая репутация во многом оправдана. Человек, который добровольно отключает свои мозги, иного не заслуживает.
Мистицизм Д.А. - совсем иного рода. Он основан не на отключении сознания и разума, а на их прояснении и расширении. Т.е. его стратегия заключается не в том, чтобы видеть "тонкий мир" вместо реального, а в том, чтобы видеть их "вместе", видеть тонкий мир сквозь реальный, во всем богатстве их взаимосвязей. А для этого нужен и разум, гораздо более глубокий, чем у обывателя, и сознание более ясное, чем у обычного человека. Мистик в духе Д.А. уж точно сумасшедшим не является и впечатление сумасшедшего не производит (если не хочет), напротив, он дальновиднее и разумнее своего окружения, в том числе и во вполне земных делах. И если даже он и совершает "странные" поступки, то со временем обнаруживается, что у этих поступков был вполне разумный смысл, и вполне ясная цель.
Словом, нет ничего более далекого от мистики, чем настоящая мистика :)
|