Пристли - один из моих любимейших юношеских авторов. Книжка в черно-белой обложке, которая стала "знакомством" с его творчеством, до сих пор стоит у меня на полке.
Один из самых "английских" авторов, воспроизводивших жизнь межвоенной и послевоенной Англии во всех деталях и подробностях, передававший самый дух своей эпохи, он, одновременно, романтик и любитель чудес, отсюда столь часто в его произведениях встречается невероятное и сверхъестественное.
Велик соблазн назвать Пристли вестником, но пока я воздержусь. Все же, перечитывая его в зрелом возрасте, приходишь к более трезвым оценкам: вряд ли в его творчестве есть много надмирного, слишком уж часто он с большим удовольствием погружается в мир бытовых забот и деталей. Если это вестник, то "национального" масштаба, чье значение не выходит за пределы Англии, и оценить его правильно здесь могут только сами англичане.
Однако светлая направленность его идеалов несомненна. Он проницательный социальный критик, разоблачающий национальные английские пороки (вроде аристократического чванства или буржуазного делячества) и защищающий "простого" человека (в этом он очень похож на Честертона). Его едкая сатира иной раз предвосхищает и будущее: в "Герое-чудотворце" он показывает те механизмы газетных манипуляций общественным мнением, которые пышно расцветут уже в наше время. Он мечтатель, протестующий против засилья мещанского мироощущения, потому столь часто его герои срываются прочь с насиженных мест в поисках романтических приключений. Что импонирует лично мне - он театральный режиссер, защищающий право театра быть носителем самых высоких идеалов:
В нашей жизни, как и на сцене, декорации, костюмы, грим и реквизит — это только театр теней, который складывают и уносят, когда представление окончено. А истинное, нетленное и прочное — это как раз все то, что стольким дуракам кажется преходящим и мимолетным… сокровеннейшие и глубочайшие чувства, которые честный художник отдает своей работе… корень и суть настоящего личного отношения… пламя. Да, чистое, незатухающее пламя…
И наконец, в пьесе "Они пришли к городу" он описывает некое фантастическое общество, построенное на новых, справедливых началах, но не "социалистических" , столь популярных в его время, а каких-то других... Предчувствие "Розы Мира"? Очень может быть. Во всяком случае, если бы реализовался сценарий прихода Розы Мира в 60-е гг., Пристли, похоже, стал бы одним из ее горячих сторонников.
Так вестник ли он? Очень может быть...
|