Исторический процесс идет, как известно, неровно: периоды плавных, незаметных изменений сменяются в нем бурными, стремительными ломками существующих социокультурных порядков. В философии Гегеля и учении Маркса под это было подведено даже целое философское обоснование: мол, таковы неизбежные законы развития, переход количественных изменений в качественные рывки, и т.д.
Думается, что с точки зрения метаистории все несколько проще: пока Провидение имеет возможность плавно и постепенно реализовывать свои замыслы, мир движется в своем становлении "эволюционным путем". Нужно ли напоминать, что по Д.А это и есть оптимальный путь? Сожалея о том, что государственность второго Демона не смогла обеспечить эволюционное развитие России, он пишет, что
Невозможно даже вообразить, от скольких бедствий и трагедий избавило бы это и нашу родину, и все человечество.
Однако далеко не всегда у Провидения есть такая возможность. Иногда исторические процессы как бы "застревают", социокультурная реальность окаменевает, и движение вперед прекращается.
Последствия могут быть различными. Иногда это тотальный застой, в который впал Восток на тысячелетия. А иногда силы, более чуткие к необходимости перемен, вступают в битву с силами консервативно-догматическими. Их победа, насильственное и кровавое устранение "консерваторов", и есть то, что мы называем революцией, при этом "прогрессивные" силы, как известно, далеко не всегда руководимы Провидением, часто за ними проглядывает хищный оскал Гашшарвы.
Что я в данном случае хочу подчеркнуть. Первичная вина всегда лежит на консерваторах. Именно их попытки "заморозить" движение рано или поздно оборачиваются революционным взрывом. Я не имею в виду здоровый консерватизм, спасающий действительно ценное от разрушения демоническими идеологиями и движениями, я имею в виду консерватизм зоологический, требующий оставлять "все как есть", боящийся любых изменений по принципу "абы чего не вышло".
Мир должен и обязан меняться. Тот, кто этого не понимает, готовит на деле кровавую революцию и потрясения. И чем более масштабную заморозку пытаются предпринять консерваторы, тем более болезненной станет неизбежная будущая ломка того, что они пытались сохранить.
К чему это все я? А к нынешним политическим мантрам о сохранении порядков, сложившихся после Второй мировой войны и распада колониальной системы. С точки зрения исторического движения это также странно, как пытаться сохранить Римскую империю или феодальную Европу. Ребята, во-первых, ничего не выйдет. Потому что так не бывает. Все течет и все меняется. А во-вторых, даже если у вас чего-то ненадолго получится, уж лучше бы не получилось. Потому что если вы запрудите плотиной ход истории, она однажды ее разрушит, и обломками этой плотины многих может задавить.
Так что позвольте истории течь туда, куда она очевидно течет. И особенно если это течение выражается в воле множества людей, пока еще мирно желающих чего-то вопреки всем вашим "международным нормам", "территориальным целостностям", "итогам Второй мировой", и прочей дребедени, которую вы упорно сыплете в русло реки мировой истории.
|