Думаю, что есть смысл суммировать все, что мной говорилось по этому поводу, в виде неких тезисов, чтобы не возникало разночтений и непонимания.
1. Свобода есть атрибут человека, дарованный Богом.
2. Всякое покушение на свободу есть тем самым покушение на его неотъемлемые права.
3. Свобода, тем не менее, не является верховной ценностью, поскольку сама коренится в воле Бога и обязана своим происхождением Ему.
4. В связи с этим человек может использовать свою свободу как для Богосотворчества, так и для деструктивной деятельности.
5. Свободно совершаемые действия поэтому могут быть и должны оцениваться с точки зрения того, что они приносят в мир, умножают ли они благо, или приносят хаос, зло разрушение и саморазрушение. Тем не менее, и в последнем случае свобода остается с человеком, он имеет право на самоуничтожение и деградацию, если ему уж так сильно этого хочется. Но он не имеет права требовать, чтобы его деградацию одобряли, восхищались ею и расхваливали ее как "свободу".
Можно сформулировать в виде тезисов и отношение к либерализму.
1. Либерализм прав, когда отстаивает свободу от антилиберализма, который в данном случае оказывается бОльшим злом. Исторически роль либерализма первоначально является безусловно прогрессивной.
2. Либерализм в ходе своего развития постепенно переходит к "обожествлению свободы" и естественным образом вырождается. Он начинает требовать одобрения любого свободно совершаемого действия, если оно внешним образом не наносит вред свободе другого, тем самым на этом этапе он становится идеологией разрушения и саморазрушения, анархизмом (мистическим или не очень мистическим).
3. Требование "одобрения" под видом требования "свободы" есть типичная либеральная подмена.
4. Либерализм есть, таким образом, "недостаточное" учение, которое освобождает, но не дает никаких ориентиров кроме "свободы ради свободы". Как следствие, ощущая свою недостаточность и естественную тягу к идеологии саморазрушения, либерализм неизбежно вступает в скрытый или открытый симбиоз с другими учениями, которые могли бы дать ему "положительную" программу. На этом этапе он исчезает, хотя сам либерализм может продолжать использоваться в качестве "маски" или приманки для потенциальных неофитов. Свободой завлекал III Жругр во времена своего расцвета, свободу ныне предлагает всем и Стэбинг. Лицемерие - закономерный итог эволюции либеральных идей.
|