Осилил, наконец, "Сто лет одиночества". Мда-а-а-а...
Что скажешь... Вещь, конечно,сильная, впечатляющая своей эпичностью. И еще впечатляющая абсолютной бессмысленностью.
Даже не знаю, с чем сравнить. Вавилонская башня, на всех этажах которой разыгрывается черный театр абсурда. Очень национальный, латиноамериканский театр абсурда, как отмечают восхищенные критики, но все равно - абсурда. И сама эта башня тоже абсурдна, от начала и до конца.
И еще этот театр совершенно безысходен, ибо герои его движутся из ниоткуда в никуда, из бессмысленной жизни в бессмысленную смерть, вплоть до финальной сцены, когда расшифрованное пророчество о судьбе рода Буэндиа оказывается никому не нужным, потому что уже все сбылось, кроме последней смерти последнего героя, а она должна совпасть и совпадает с моментом расшифровки пророчества.
Или, быть может, это такая черная комедия? Только ужасно несмешная...
Словом, есть литература, которая дает свет и путь, а есть, которая дает мрак и безысходность. Маркес, увы, боюсь, принадлежит последней, и тем все это печальнее, что талант у него, правда, огромный, чутье на метакультурное своеобразие - великолепное, и влияние соответствующее. Но мир для него - трагическая бессмыслица, и ничего более.
В Розе Мира сказано что антихрист родится в Латинской Америке. Вполне возможно что его рождение будет реализовано с помощью чёрных магов, таких же у кого учился Кастанеда.
Про Кастанеду мало что могу сказать, никогда специально им не интересовался. Но, судя по тому, что все о нем говорят (и его поклонники, и его противники) - это действительно магия. А магия в своих основаниях (какой бы она ни была) прямо противоположна религии, и даже временами ей враждебна. Маг озабочен только ростом своей сверхъестественной силы, это его единственная положительная цель. Он, конечно, может считать, что собирается творить с помощью этой силы некое "добро" (как он его понимает), но творит он его так, тогда и теми способами, какими считает нужными. Он действует "от себя". А религиозный человек стремится, чтобы действовать вместе с Провидением, или даже чтобы Провидение действовало как бы через него. И уж точно "сила" и "могущество" как цели его не интересуют. А что до участия темных магов в рождении Антихриста... Неизвестно, конечно, но предположение интересное
У меня вообще сложилось впечатление, что в Латинской Америке в принципе нет светлых, возвышающих, вестнических произведений. Талантливые имеются и много, но вестничество этому огромному региону не свойственно ни в одной сфере духовно-интеллектуальной деятельности (включая также и религию). Это на самом деле очень интересный и достойный внимания и изучения, но попутно страха и ужаса феномен. Вообразите себе целый континент, напрочь лишённый благодати!
Такое разве бывает? Не думаю... Провидение никогда и никого не оставляет, а тут целый континент! Но согласен с тем, что возвышенных, светлых произведений в литературе Латинской Америки мало. То ли потому, что светлые слои Эдема здесь тонки в силу молодости культуры, то ли потому, что литература этого региона достигает своей зрелости тогда, когда "расцвет художественного вестничества" уже закончился вместе с завершением XIX века. А может потому, что Урпарп особо курирует этот регион как колыбель Антихриста, Skylander прав, указывая на это обстоятельство. Не знаю. Но, в конце концов, есть Коэльо! А общую светлую направленность его творчества нельзя отрицать, даже если не считать его вестником. Так что все не так уж безнадежно, хотя, конечно, тревожные симптомы наблюдаются.
Денис, и у меня сложилось такое же ощущение - эпос абсолютной бессмысленности. Прочла один раз - и больше перечитывать не собираюсь. Тогда как Толкиена, Крапивина, Ефремова перечитываю неоднократно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]