Один мой друг, любитель классической музыки, однажды пожаловался, что в советские времена он радовался каждой добытой виниловой пластинке с редкой записью. Она становилась событием, чудом, прослушивалась неоднократно, и была чуть ли не предметом культа. Сейчас, говорил он, добыть какую-то запись - не проблема. Но той радости уже нет.
Когда по телеку в советские времена вдруг показывали хороший фильм, вся страна припадала к экранам, улицы пустели, а разговоров потом было на несколько дней. Сейчас такое уже с трудом можно представить.
К чему я все это. Изобилие и доступность имеют обратную сторону: когда слишком много всего хорошего, любить это хорошее становится труднее. Любовь -чувство постоянное, она требует возвращения к предмету любви, изобилие же толкает в обратную сторону - к поиску нового и перехода от одного к другому. Любовь здесь подменяется развлечением.
Отсюда столь важная для трансфизики постоянная эмоциональная связь человека и художественного произведения, через которое ему открывается сверхчувственное, или через которое он сам на него воздействует, слабеет. Изобилие манит новизной и возможностями: а вдруг новое будет лучше старого? В 99 случаях ожидания не оправдываются, но вновь и вновь изобилие обманывает надеждой. Эмоции и энергия, которые должны были достаться старому и проверенному, растрачиваются на бесконечный поиск.
Я это не к тому, что изобилие - плохо, оно безусловно лучше скудости, оно создает возможность выбора, сравнения, дополнительного опыта и т.д. Но у него - свои опасности. Человек перестает ценить воду, когда она рядом. А зря.
|