Борьба с коронавирусом, что вполне логично, в разных странах идет по-разному. В самом общем виде мы можем выделить "авторитарную" и "демократическую" модели такой борьбы. Первая характерна для Китая и России - государство суровой рукой вводит карантин и ограничительные меры, загоняет граждан дубиной по домам и добивается немалых успехов. Вторую мы видим в Италии и США - государство здесь, как правило, не торопится вводить запреты, опаздывает с ними, бережет права человека и вообще надеется на естественный ход вещей и сознательность граждан. Как следствие - феноменальный рост числа заболевших, умерших и пандемия.
Напрашивается естественный и вполне справедливый вывод, что авторитаризм более успешен в кризисных ситуациях. Он с легкостью мобилизует ресурсы, отдает приказы и добивается их исполнения. В демократическом и, по сути, раздробленном обществе добиться сплочения перед лицом даже общей смертельной угрозы крайне сложно. Отсюда несогласованность, позиция "каждый - сам за себя", "каждый - своим умом", и закономерный провал.
Но все не так просто. Плата за эффективность авторитаризма - самодурство и произвол чиновников. Да, многие меры важны, незаменимы и эффективны, их быстрая реализация спасает жизни, но многие - откровенно дурны, бессмысленны и представляют собой только форму издевательства власть имеющих над теми, кто оказался жертвой их "заботы" или способом отчитаться перед вышестоящими, что "все сделано".
В общем при демократической модели источник страдания - массовая глупость и эгоизм народонаселения, при авторитарной - глупость, властность и эгоизм чиновников, а также их лизоблюдство и трепет перед священной особой "начальства". Если повезет и чиновник окажется выше среднего уровня - авторитарный режим преуспеет на фоне демократического. Если не повезет - провал окажется более глубоким, чем при демократических порядках.
В общем, коронавирус еще раз выявил слабые места всех существующих народоустройств и необходимость этической инстанции, которая могла бы и сдерживать власти в их глупости и произволе, и, одновременно, подстегивать их, если они расслабленно потакают вседозволенной и эгоистичной "демократии" перед лицом надвигающейся катастрофы.
|