Главная » 2018»Сентябрь»14 » Материалы к "Эстетике Розы". Символизм. Фрагмент первый
08:50
Материалы к "Эстетике Розы". Символизм. Фрагмент первый
До настоящего времени именно символическое искусство в наибольшей степени приближалось к отображению иномирного, более того, к примеру, Питирим Сорокин считает, что искусство, желающее говорить о трансцендентной реальности, неизбежно будет символическим. Эту реальность невозможно показать "как она есть", следовательно, говорить о ней можно только языком символов.
Символ - "соединение видимых форм для демонстрации вещей невидимых", он отличается от того, на что указывает, и, тем не менее, неразрывно связан с этим "что-то", со своим денотатом, позволяет его осмыслить и почувствовать.
Есть целые эпохи, когда символизм господствует в художественном мировосприятии, к примеру, европейское Средневековье мыслило исключительно символами. Даже Библию нельзя было читать исключительно "буквально", в библейских образах видели намеки на высшую, духовную реальность, символическое изображение невыразимого и непередаваемого. А уж искусство и поэзию Средних веков вообще невозможно понять, не зная символического языка, на котором они говорили. Современный читатель на самом деле не понимает и половины смыслов "Божественной комедии" Данте просто потому, что не видит бесконечной игры символов на ее страницах.
Но и позднее, уже в Новое время, символизм переживает свой расцвет на рубеже XIX-XX веков. Застрельщиками здесь, как ни странно, выступили французы, но именно они впервые осознали, что в пространстве поэтической души происходит нечто, неописуемое простыми словами, на что можно намекнуть и дать почувствовать, но невозможно документально и точно зафиксировать. Только вибрирующий, живой символ своей необычностью может дать на миг прикоснуться к тому, чем живет и дышит поэт.
Французы, как им и положено, были здесь далеки от всякой мистики, но такой символизм уже напрашивается и на мистическую интерпретацию, и он получил ее очень скоро - в России.
Блок, столь любимый ДА - глава символистов и их признанный лидер, Те фрагменты, что цитируются в РМ - пропитаны и пронизаны символикой, рассказывающей (увы!) о падении души.
На груди - снегов оковы,
В ледяной моей пещере -
Вихрей северная дочь!
Из очей ее крылатых
Светит мгла.
Трехвенечная тиара
Вкруг чела.
Золотистый уголь в сердце
Мне вожгла!
...
Трижды красные герольды
На кровавый звали пир!
Мне - мое открыло сердце
Снежный мрак ее очей!
Тут нет ничего буквального, тут все - символ: пещера, тиара, крылатые очи, светящаяся мгла...
Казалось бы, именно символизм и должен стать основным стилем и направлением искусства эпохи РМ, но...
ДА не говорит об этом искусстве, как о символическом, он называет его "сквозящим реализмом", и это при том, что он как никто другой знал и любил Блока, был младшим современником всех русских символистов, и сам был воспитан как поэт на символической поэзии и прошел ее школу.
В чем же причина игнорирования символизма у ДА?
Почему "сквозящий реализм", а не "символизм", о котором он молчит?
"Французы, как им и положено, были здесь далеки от всякой мистики" ?
Шарль Бодлер. БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Когда является, по воле Провиденья, Поэт в обителях тумана и тоски, То мать несчастная его полна хулений И Господа клянет, сжимая кулаки: — «О, лучше б родила я змей клубок шипящий, Чем столь позорное кормить мне существо, И проклята будь ночь с усладой преходящей, Когда на горе мне я зачала его. Коль средь всех прочих жен, Тобою пощаженных, Супругу в тягость быть Ты предназначил мне, И если не могу, как тайне строк влюбленных, Уроду жалкому могилу дать в огне, Я на орудие Твоих расправ и гнева Твою всю ненависть сторицей изолью И так ствол искривлю отравленного древа, Что уж не распустить листву ему свою!» Так злобных слов своих она глотает пену, Не ведая Творцом назначенных путей И для себя сложив на дне глухой Геенны Костры, сужденные проступкам матерей. Но под опекою незримой Серафима Впивает сирота луч солнца огневой, И в пище и питье, оставленных другими, Находит манну он и нектар золотой. Играет с ветром он, беседует с грозою И радостно идет по крестному пути; И слыша, как поет он птицею лесною, Не может слез своих Хранитель скрыть в груди. Все те, кого любить он хочет, боязливо Глядят иль, осмелев от звука первых слов, Хотят исторгнуть стон из жертвы незлобивой И пробуют на нем укус своих зубов. Они, чтоб отравить вино его и пищу, Готовят тайно смесь из пепла и плевков, И с мнимым ужасом бегут его жилища, Жалея, что пошли вослед его шагов. Жена его кричит на шумных стогнах мира: — «Коль он за красоту меня боготворить Способен, буду я как древние кумиры, И должен он меня теперь озолотить! Упьюсь его мольбой и миррою смиренной, Заставлю предо мной колена преклонить, Чтоб знать, дано ли мне в душе, навеки пленной, Святой престол богов со смехом осквернить. Когда ж мне надоест безбожно с ним возиться, Я руку положу свою к нему на грудь, И ногти, схожие с когтями хищной птицы, Смертельный проложить сумеют к сердцу путь. Как малого птенца, что бьется средь мучений, Я сердце красное из жертвы извлеку, И, псу любимому давая на съеденье, На землю я его с презрением швырну!» Но руки к небесам, где пышный трон сверкает, Задумчивый Поэт молитвенно воздел, И молнии ума от глаз его скрывают И буйную толпу, и собственный удел: — «Благословен наш Бог, дающий чадам сирым Боль в исцеление душевных гнойных ран И тем живительным и чистым эликсиром Готовящий святых к блаженству райских стран. Я знаю, мой Господь, что примешь Ты поэта В ряды победные Твоих святых дружин, И место на пиру бессмертия и света Среди Архангелов займет лишь он один. Я ведаю, что боль единственная слава, Чей вечный блеск землей и адом пощажен; И нужно, чтоб создать венцов незримых сплавы, Богатства всех миров и дани всех времен. Все драгоценности исчезнувшей Пальмиры, Металлы редкие, жемчужины морей, Сравниться б не могли с моей святой порфирой И с ослепительной короною моей. Ведь сотворишь ее из чистого сиянья Чертогов, где лазурь извечная светла, Нашедшего в глазах земных Твоих созданий Лишь омраченные, слепые зеркала!»
М-да... А вы вообще-то что-нибудь о Бодлере знаете? И о том, какие личные и вполне земные, а не мистические события послужили толчком для появления данного стихотворения? Несчастный человек, ужасная судьба, ужасные отношения со всеми близкими ему людьми, и сам Бодлер творил ужасные вещи и с собой, и со своим окружением. И это стихотворение - просто попытка выставить виноватыми всех, кроме себя самого, доказать, что раз "я - поэт, то этим уже оправдан, чтобы я ни делал". Это то самое понижение моральных требований к себе, о котором ДА говорил как о ведущем к катастрофе. Мистики тут нет, одна возвышенная риторика, призванная скрыть очень неприглядное реальное положение дел.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]