Есть у меня замысел одного грандиозного проекта: раз уж так вышло, что в последнее время я все больше занимаюсь проблемами искусства, то грех было бы не использовать эти знания во благо Розы.
В частности, я думаю, что можно было бы попытаться создать труд под названием "Эстетика Розы". Замысел, конечно, неподъемный... но дорогу осилит идущий. А отдельные идеи и наброски буду постепенно выкладывать здесь - для обсуждения и обкатывания.
Итак, романтизм как метаисторическое явление. Я уже писал о том, что расцвет искусства связан с его частичным освобождением от диктата религиозных догм: когда, с одной стороны, искусство получает необходимую ему свободу, с другой - еще не расстается с религиозными ценностями и идеалами.
Романтизм, быть может, один из наиболее ярких примеров, иллюстрирующих этот тезис. В сущности, он открывает собой период "великого искусства" XIX века, искусства. которое на какое-то время само попыталось быть религией.
Романтизм, в сущности, превращает художника в жреца и священника. Он - посредник между высшей реальностью и простыми людьми, он улавливает небесные гармонии и скрежет ада и воплощает их в своих творениях. Более того, с родонистским мироощущением романтизм роднит именно повышенное внимание к чувствам, "энергиям", высшая реальность в первую очередь чувствуется, и лишь потом осознается.
Эту высшую и чувственно ощущаемую реальность романтизм находит в природе, реабилитируя ее как источник божественных переживаний, в любви, национальном прошлом, выраженном в мифах, - словом, он стихийно поклоняется всем богам, которых признает и Роза.
Но романтизм губит его стихийность. Ориентированный исключительно на "сильные энергетические потоки", он с такой же легкостью отдается и под власть демонических инвольтаций. Д.А. не случайно называет Байрона игрушкой всевозможных сил, можно сказать, что весь романтизм - такая игрушка, кораблик, который ловит в свои паруса любой ветер, лишь бы он был сильным. Этические критерии романтиков обычно не волнуют, чувства для них оправдывают все, потому столь часто романтизм изображает и демоническое, которое для него столь же интересно, как и божественное.
Однобокость ориентации на "переживание" высшего, невнимание к преобразующей деятельности иерархий быстро приводит к появлению у романтизма конкурента - реализма, который постепенно оттесняет и вытесняет романтизм.
|