Вагнер упоминается в тексте РМ несколько раз, хотя ему и не посвящено в ней отдельного раздела. Для Д.А. - он один из творцов северо-западного мифа, и сам Даниил охотно ходил на представления его "Лоэнгрина".
Вагнер - универсальный гений, он не только композитор, но и создатель текстов своих музыкальных драм, и их режиссер-постановщик. Потому он воздействует на своих зрителей и слушателей не только музыкальными, но и словесными, и даже наглядно-зрительными образами.
Как мне кажется, в таком синтетическом сплаве его музыка даже иногда теряется. Однако есть несколько случаев, когда его музыкальные шедевры как бы оторвались от его музыкальных драм и зажили самостоятельной жизнью. Тем самым, переживаемые творческим сознанием миллионов людей, они стали эмоциональной связью между ними и метакультурной вершиной, ее радостями, надеждами, буднями...
1."Полет валькирий"
Бесконечно тиражируемый, этот шедевр рисует нам полет грозных духов, летящих над слоями и мирами на битву с Мудгабром. И мы сами словно летим вместе с ними вперед, к решающему сражению с тьмой...
2."Свадебный хор" из "Лоэнгрина"
Д.А. пишет, что обряд венчания есть некое подобие событиям в жизни народоводительствующих иерархий. Здесь это похоже на грядущий брак между Демиургом Северо-Запада и одной из Соборных душ.
Светлый союз ваших сердец
Нежным покровом любовь осенит...
3."Вступление к III акту Лоэнгрина. Рыцарский пир".
Рыцарь - вообще один из символов Северо-Запада. Монсальват населен рыцарями, и у Д.А. мы также читаем о Монсальвате: "где рыцари в мантиях белых сверкали мечами духовными..."
Правда, лично у меня эта музыка с пиром не ассоциируется. Скорее, я вижу альпийские луга, заснеженные вершины, и слышу звонкие трубы, зовущие в поход, в дорогу...
|