Впервые с творчеством Наума Коржавина, я, еще ничего не зная об авторе, познакомился в студенческие годы. Кто-то из молодых преподавателей, склонных к юмору, с удовольствием цитировал его знаменитую балладу о вреде недосыпания, пародировавшую уже набившую всем оскомину работу Ленина "Памяти Герцена" с ее тремя этапами революционного движения:
А Герцен спал, не ведая про зло…
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.
где все прославленные деятели русского революционного движения не давали друг другу спать по нарастающей с ее знаменитым финалом:
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.
Но - шутка и шутка. И даже смерть поэта-диссидента в 2018 году как-то не очень привлекла к нему внимание: слишком уж многие поэты- диссиденты прославились только своим диссидентством, а не своим творчеством. Но вот я все-таки решился почитать не слишком-то обширное наследие поэта, и... понял, что о Коржавине нужно писать. Сначала это мыслилось просто как заметка в блоге, но теперь я понимаю, что заметкой не обойтись: Наум Коржавин заслуживает как минимум аналитической статьи, уж очень многие проблемы всплывают в связи с его творчеством, и проблемы имеющие непосредственное отношение к РМ и ДА.
Пока же здесь укажу только на некоторые моменты. Во-первых, на поразительную перекличку судеб Коржавина и ДА. Оба московских поэта пострадали за свои "антисоветские" стихи и в одно и то же время: сразу после войны в 1947 году. Оба смогли пережить тюрьму (ссылку), став мудрее и зорче. Оба не были известны широкому читателю: Коржавин, в отличие от ДА, публиковался, но, по понятным причинам, скупо и в "подстриженном" виде. А во-вторых, поздний Коржавин высказывал идеи, которые удивительно похожи на взгляды автора "Розы Мира", пусть без всякой мистической составляющей, И сам финал его творчества наводит на некие любопытные раздумья... но это все изложу уже в статье.
Пока же - несколько цитат из эссе Наума Коржавина, не утративших своей актуальности, и его завораживающая "Инерция стиля".
...забота об истории и ее необходимостях была не более, чем духовным извращением. История сама о себе позаботится, если что-либо будет ей необходимо. Мы же должны заботиться только о добре и красоте. И,
конечно, о правде.
...слепое следование модернистской традиции, тенденции к вечному насильственному обновлению искусства, при котором необходимо и нормально быть только гением (ибо или ты произвел революцию, или ты бездарь), — тоже не имеет ничего общего ни со свободной мыслью, ни со свободным творчеством.
... чужие письма читать не следует (а с «научной целью» следует осторожно), потому что написаны они обыкновенно людям, хорошо знающим и понимающим пишущего, и посторонние могут понять их неправильно.
Инерция стиля
"Стиль - это человек..." Бюффон
В жизни, в искусстве, в борьбе, где тебя победили,
Самое страшное - это инерция стиля.
Это - привычка, а кажется, что ощущенье.
Это стихи ты закончил, а нет облегченья.
Это - ты весь изменился, а мыслишь, как раньше.
Это - ты к правде стремишься, а лжешь, как обманщик.
Это - душа твоя стонет, а ты - не внимаешь.
Это - ты верен себе, и себе - изменяешь.
Это - не крылья уже, а одни только перья,
Это - уже ты не веришь - боишься неверья.
Стиль - это мужество. В правде себе признаваться!
Всё потерять, но иллюзиям не предаваться -
Кем бы ни стать - ощущать себя только собою,
Даже пускай твоя жизнь оказалась пустою,
Даже пускай в тебе сердца теперь уже мало...
Правда конца - это тоже возможность начала.
Кто осознал пораженье,- того не разбили...
Самое страшное - это инерция стиля.
1960
|