Если взглянуть на мои последние тексты, как в блоге, так и оформленные в виде статей, то очевидно, что они стали сумрачнее и апокалиптичнее. Впору самого себя упрекать в пессимизме и разочарованности.
Однако, несмотря на то, что такая тенденция в моем творчестве действительно появилась, полагаю, что причина этого - вовсе не особенности моей личной творческой биографии и даже не какие-то внешние события, связанные с задержкой воплощения "Розы Мира".
Если обратиться в качестве примера к биографиям "великих", то, в них, что любопытно, наблюдается та же самая тенденция - будучи оптимистами и энтузиастами в юности, в зрелые годы все они обращаются в своем творчестве к достаточно мрачным сюжетам.
ДА в юности пишет все больше про природу. Жутковатая "Железная мистерия" и "РМ" с ее главами о царстве Антихриста появляются лишь во второй половине 50-х гг. Владимир Соловьев начинает с оптимистичной "Вселенской теократии" и заканчивает "Повестью об Антихристе". Честертон, неукротимо жизнерадостный в юности, в зрелый период пишет очень сдержанные, даже суховатые работы. Недоброжелательным биографам это дает прекрасный повод порассуждать о том, что все они "разочаровались" в своих взглядах и идеях.
Но это полная чушь, что очевидно каждому, кто без предвзятости оценивает их творчество. Дело не в разочаровании, а в том, что фокус зрения смещается при переходе от юности к зрелости. Юность вообще жизнерадостна по своей природе, ей и положено быть такой. Иначе как бы она могла самоосуществиться? Она должна непременно верить в лучшее будущее и в его быстрое наступление, иначе пессимизм парализует ее и не даст вообще ни в чем воплотиться. Но плата за излишний оптимизм - чрезмерные надежды, которые не могут на самом деле реализоваться здесь и сейчас. Даже если юность видит правильно, она видит как "близкое" то, что на самом деле "далеко".
Зрелость вносит свои коррективы. Картинка "лучшего будущего" отдаляется на правильное расстояние, и становится очевидным, что человеческой жизни не хватит, чтобы туда добраться. Зато очевидными становятся рытвины и ямы, что лежат на пути, и что надо беречь силы и прокладывать правильный маршрут, а не воспламеняться безумным энтузиазмом в надежде одним рывком добраться до небес. Так что дело не в разочаровании, а в смене акцентов и тактики: постепенность вместо быстроты, работа с опасностями вместо безудержного вдохновения, реальность вместо грез.
А взгляды какими были - такими и остаются, никто и никогда их не меняет, это совершенно ни к чему: ни "великим", ни нам, простым смертным.
|