У ортодоксов, знакомящихся с "Розой Мира", есть несколько "любимых" мест, которые, как правило, и вызывают яростное неприятие и отторжение всей книги. Одно из них - упоминание Д.А. о возможном искажении в Евангелиях истинных слов Спасителя: Такое учение могло быть изложено, хотя бы с пробелами и ошибками, только живыми свидетелями этого божественного жизненного пути. Но в пробелы вкрался исконный враг; проникая в человеческое сознание авторов Евангелия, он сумел извратить многие свидетельства, исказить и омрачить идеи, снизить и ограничить идеал, даже приписать Христу слова, которых Спаситель мира не мог произнести. У нас еще нет способов отслоить в Евангелии подлинное от ошибочного, нет точных критериев, нет очевидных доказательств. Каждому, читающему Новый Завет, следует помнить лишь, что учение Христа – это вся Его жизнь, а не слова только; в словах же, Ему приписываемых, истинно все, что согласно с духом любви, ошибочно все, отмеченное духом грозным и беспощадным.
Именно в этом видят покушение на "святая святых", которое нельзя простить. Для ортодоксии Евангелия богодухновены от первой и до последней буквы, и любое посягательство на них есть кощунственное посягательство на самые основы основ веры. Ее можно понять - любой отход от канонического текста всегда опасен, поскольку не гарантирует, что он будет совершаться "вверх", " к Богу", а не "вниз", "к Дьяволу". Всегда безопаснее на первый взгляд оставаться на месте, хотя так на самом деле так не бывает, и любое стояние на месте на самом деле есть сползание вниз. Но речь сейчас не об этом.
На мой взгляд, здесь вполне возможен и даже нужен подход, который позволил бы успокоить ортодоксию и примирить ее с РМ, и на мой взгляд, он заключается в следующем.
1. "Критерия отслаивания", о котором говорит ДА, у нас нет, и, видимо, никогда не будет. Хотя в Евангелиях и есть искажения, - неизбежно есть, поскольку всякий текст есть "искажение реальности", - ничего с ними сделать нельзя. Редактировать слова Логоса имеет право только сам Логос, или "живые свидетели", а их уже 2000 лет с нами нет.
2. Есть другой способ "высветления" Евангелий, который не покушается на сам текст, и который ортодоксия вполне признает - это истолкование, интерпретация. Именно она позволяет, руководствуясь духом любви, духом Христа, находить правильный, истинный смысл сказанного и сделанного Им, даже если на поверхности текста чудится дух грозный и беспощадный.
Приведу два примера.
Первый - слова о мече: не мир пришел Я принести, но меч (Матфей, 10, 34). Именно их чаще всего любят вспоминать любители войн и смертоубийств в оправдание своих деяний. Но достаточно глянуть на дальнейший текст, чтобы убедиться в том, что речь вообще не идет о войне: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее... Т.е. речь идет всего лишь о предсказании неизбежных раздоров, которые вспыхнут из-за принятия или непринятия Христа. Только и всего. Это подтверждает и Лука в соответствующем месте: Думаете ли Вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лука,12,51). Матфей использует слишком сильный образ, который позволяет исказить при поверхностном прочтении слова Спасителя, но достаточно посмотреть на них в общем контексте - и все встает на свои места.
Второй - слова о разводе, которые всегда бесят любителей свободной любви и не менее свободной нравственности: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Марк, 10, 11-12). Для современного человека запрет разводов немыслим - да и сам ДА еще застал те времена, когда такой запрет был источником бесчисленных трагедий. Но что, собственно, имеет в виду Христос? По-видимому, всего лишь требование соблюдать обеты, данные своему супругу или супруге перед Богом. Если же человек становится "хозяином своего обета" - сегодня дал, завтра назад взял - это и есть грех и прелюбодеяние. Если же обет оказался неподъемным, можно вспомнить другое место - из Нагорной проповеди - "Не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою". И сам же ДА предлагает рецепт против этого зла - не разрешение разводов, а временность брачных обетов, которые, однако следует свято исполнять, пока они действуют.
Это только два примера, но они показывают, как можно с помощью экзегезы проникать сквозь несовершенство словесной ткани и видеть истинный дух Евангелий.
|