Ну а теперь обещанная ложка дегтя... Хотя это не то чтобы критика, а, скажем так, указания на некоторую ограниченность.
1. Все-таки американская религиозность - очень специфичное явление. Где-то мне приходилось читать, что американская религия обязательно должна быть "религией газетной полосы". Т.е. она выражает себя в броских и доступных лозунгах, прямо-таки кричащих подобно газетным заголовкам, типа: "Свежая новость: Бог любит тебя!", "Царствие Небесное открылось для всех!", "Установлено - Иисус и вправду мессия!" ну и т. д. В этом ее сила и слабость. Сила - потому что понятно, громко и доступно всем, уж кто-кто, а Регина Бретт точно не испытывает тех трудностей, что РМ с ее усложненным языком. Но плата за такую доступность - отсутствие глубины и плоскостность. Бог все-таки "немножко" не вмещается в газетный заголовок.
2. Еще одна особенность американской религиозности - она есть религиозность деятельных людей. Поэтому когда Регина Бретт объясняет, что надо хоть изредка останавливаться, чтобы услышать Бога, то только для американцев это правда некое откровение. Для всех остальных это прописная истина. Вообще здесь есть некая неспособность видеть, что Бог присутствует не только в активной мирской деятельности и ее результатах. Он много где еще присутствует, даже там, где нет Пулитцеровских премий и успеха в карьере и семейной жизни.
3. Вдохновение - это прекрасно, но, к сожалению, недостаточно. Помню, в студенческие годы у меня была преподавательница, читавшая лекции по педагогике. Первые два месяца мне ее лекции ужасно нравились... последние два я с трудом их переносил. И все потому, что строились они на голом вдохновении, без всякой содержательности. Такое вдохновение действительно вначале заражает... а потом ты понимаешь, что тебя просто "накачивают", ничему конкретно не обучая. Боюсь, что Регина малость тем же приемом злоупотребляет.
4. Наконец, особенность американской религиозности - ее толерантная размытость. Там так боятся кого-нибудь задеть, что уже давно не говорят "Христос", а говорят "Бог". Типа, в равной степени всем подойдет - от индусов до евреев, от мусульман до китайцев. И хотя в христианской этике Регины я нисколько не сомневаюсь, все же умаление Христа не есть хорошо.
Вывод: все это замечательно, но только для определенного, "американского" типа людей. А всем остальным помимо Регины Бретт стоит опираться на что-нибудь еще, не забывая, разумеется, и ее уроков.
|