В свое время меня поразила одна деталь, связанная с проведением американцами "свободных выборов в Афганистане". Это трогательный репортаж о том, как ишаки везут в забытые Богом и историей аулы пластиковые прозрачные урны для голосования, чтобы выборы там были непременно "честными и прозрачными". Ишакам и людям нелегко, но они мужественно тащат и тащат по горам эти урны, чтобы демократия непременно восторжествовала в кишлаке, где вообще ни разу в жизни не видели ни урн, ни американцев, ни прозрачного пластика. Глядя на все это, я потом долго думал, кто же больший идиот: Советы, строившие в Афганистане социализм, или американцы, строящие в родоплеменных общинах демократию. По словам самих афганцев, советский идиотизм хотя бы оставил после себя мосты и дороги. Американский - только прозрачные урны.
К чему я все это. К тому пластиковые урны теперь привезли на Украину. И демонстрируется все та же наивная вера в чудодейственную силу прозрачных пластиковых урн, которые непременно должны всех осчастливить. Кэтрин Эштон в знаменитой частной беседе с эстонским министром выразилась прямо-таки с религиозной верой: "Им бы только до 25 мая продержаться..." Санкции, я так понимаю, должны были удержать Россию от возможных гипотетических попыток выборам помешать.Выборы - некое магическое мероприятие, за которым только светлое будущее, если они состоятся. Ну, продержались до выборов. Дальше-то что?
Обещают, что будет теперь легитимная власть. Но легитимная для кого? Для Запада? Она и так для него легитимная, легитимнее некуда. Для России? Она как была нелегитимной, так и останется. Даже если Друккарг сквозь зубы что-то там признает, при каждом удобном случае новую власть он как шпынял, так и будет шпынять. Для самих украинцев? Да, на пару месяцев. Через пару-тройку-четверку месяцев в президенте разочаруются в связи с непрерывным ухудшением жизни, и он будет столь же нелегитимным в глазах большинства, как и его предшественник Янукович. Ну и стоило огород городить?
С точки зрения политической прагматики все еще хуже. К разрозненным и разобщенным политическим игрокам просто добавится еще один, у которого будет достаточно власти, чтобы всем мешать, но недостаточно, чтобы хоть кого-нибудь контролировать в условиях парламентско-президентской республики. Революционное безвластие только усилится в ближайшее время, и ничего более.
И, в заключение, одно историческое напоминание. Никогда во время революций выборы не приводят к улучшению ситуации. Можно вспомнить Францию 1791 года с ее выборами в Законодательное собрание. Можно вспомнить Россию с ее выборами в Учредилку. И там, и там выборы были лишь прологом к еще большим революционным безумствам...
|