Один из традиционных мифологических образов времени - чудовище, пожирающее всё.
Смерть и Время царят на земле - это Владимир Соловьев, глубочайший из наших философов, равняет Смерть и Время.
Детский страх перед временем обнаруживается у Бердяева, который настолько его боится, что прямо-таки мечтает выйти из него куда-нибудь. Печаль и меланхолия - вот с чем связано для него время.
А вместе с тем время - это благословение. Превращая настоящее в прошлое, в небытие, оно растворяет в небытии наши ошибки, глупости, пройденные этапы, старые ученические тетради, по которым мы учились прописям жизни. Никто не думает о том, что если бы время не делало этого, если бы настоящее было вечным, мы бы навсегда оставались теми несовершенными, жалкими и греховными существами, которыми являемся.
Но, слава Богу, есть Время. И оно стирает все, позволяя в каждом новом настоящем делать очередной шаг навстречу Небу, выбрасывая как старый хлам даже самого себя, прежнего, чтобы стать лучше, светлее и добрее.
Время - враг только тех, кто спускается вниз, во тьму. Для них - да, каждый следующий шаг - утрата, каждая новая перемена - к худшему, и время безжалостно отнимает у них то, чем владеть они больше не имеют права.
Но кто Моисею покорен всегда,
Для тех в том же Ниле - не кровь, а... вода (Руми).
И река времени течет для них живительной и вечно обновляющей влагой, а не смертоносным кровавым потоком.
|