Я, наконец, полностью прослушал ораторию А. Сойникова "Роза Мира", - все раньше как-то руки не доходили, ограничивался отрывками.
Ну что сказать... Да, конечно вещь сильная и впечатление производит. Но с другой стороны мне кажется, что Александр Сойников, как когда-то Сергей Жуков, явно ошибся с названием. Это мрачно-величественная вещь к "Розе Мира" имеет приблизительно такое же отношение, как симфоническая поэма Жукова - к Навне.
Вся оратория строится на противостоянии мятущихся человеческих голосов, исполняющих молитвенные песнопения, и мрачного подвывания оркестра, иногда разражающегося зловещим громом ударных или пронзительно-преисподним визгом скрипок. В итоге все это выглядит не как всемирное братство, а как развернутая панорама Дантова ада. Так что правильнее было бы назвать ораторию "Реквием по грешным душам", или, на худой конец, "Железная Мистерия", хотя в пространстве мифологии Д.А. это было бы неточно.
Я, кстати, думаю, что причина здесь не в талантах Сойникова или Жукова, просто современные "высокие" музыкальные формы таковы, что они в принципе не способны отражать ничего высокого или светлого. Какафония, атональность, дисгармония, творчество Шнитке, на которое все вольно или невольно равняются, - все это наследие прекрасно подходит для обрисовки демонических миров, но никак не светлых. Поэтому, когда композитор с помощью ЭТОГО берется рисовать светлые миры, то у него получается как в старом советском анекдоте про мужика, который вынес с завода запчасти для детской коляски. Собирает он эту коляску, собирает, только все у него выходит автомат Калашникова. Так и тут: рисуют наши композиторы чегой-то светлое, рисуют, только все у них выходит то Друккарг, то Агр, то Шим-Биг, а то еще чего-нибудь похуже.
Да и вообще браться за такую тему... Тут нужен гений масштаба Баха, Бетховена или Вагнера. А всем остальным лучше писать музыку "про стихиали". :-)
|