Современное искусство - искусство новаторское. Хороший художник - это тот, кто ни на кого не похож, и обязательно прокладывает "новые пути", т.е придумывает чего-нибудь "новенькое" и "оригинальненькое". Удивительно ли, что при таком подходе перестали появляться действительно заслуживающие внимания произведения?
Любое развитие, в том числе развитие искусства, - это баланс традиции и новаторства. При любом нарушении баланса развитие прекращается. Чем плох перекос в традицию, известно хорошо, и вряд ли стоит об этом специально писать. Но то, что перекос в новацию ничуть не лучше, до сих пор культурой не осознано.
Итак, зачем нужна традиция, в том числе искусству? Она накапливает достижения, сохраняя лучшее и соединяя его в еще более совершенное. Если этот механизм не работает, некому оценивать новации и помогать им выжить. Они превращаются в бессмысленный калейдоскоп, где каждая следующая волна бесследно смывает предыдущую прежде, чем в ней кто-либо что-либо успевает разглядеть.
Кроме того, для искусства традиция важна вот еще по какой причине. Любое устойчивое произведение, или целый жанр копят в себе энергию воспринимающей публики. Они обрастают историей, смыслами, символами, творческими переживаниями миллионов людей и тем самым продолжают "расти".
"Гамлет" - это не просто пьеса, когда-то написанная Шекспиром. Это пьеса, сыгранная тысячи раз, это история гениальных исполнений и самых разных постановок, переводов и поэтических переложений, критических и философских заметок и статей, За четыре столетия "Гамлет" вобрал в себя столько и настолько разросся, что его уже не уложишь в коротенькую книжечку, какой он когда-то был.
Современное новаторское искусство на такое в принципе не способно, и не будет способно, пока вновь не обретет уважения к традиции.
|