Д.А. пишет о том, что любые, даже самые слабые ростки творчества должны поддерживаться. Дело тут, думаю, в несколько ином понимании творчества, чем то, к которому мы привыкли.
Традиционно принято считать, что творец творит для публики, и если публика его не признает, он вроде как и не творец, а бездарность. Успех у других становится мерилом продуктивности творчества, а само творчество превращается в инструмент снискания славы, популярности и банального денежного вознаграждения. Даже когда творчество рассматривается с морально-этических позиций, как у классицистов, оно все одно ориентировано "кому-то", на кого необходимо воздействовать, и кого необходимо воспитывать.
Очевидно, что в родонистском мировоззрении акценты смещаются, и основной смысл творчества оказывается в другом. Он, прежде всего, заключается в росте самой личности. Через свое творчество она шлифует свои способности, совершенствует понимание себя и мира, такое творчество - диалог между ней и Богом, оно - способ ее движения навстречу Небу. Плоды такого творчества имеют значение в первую очередь для творящего и Того, Кому он посвящает свое творчество.
Когда-то, во времена увлечения "Повестью о мальчике, который умел летать", я для себя это сформулировал так: "Каждая гармония создается ради себя самой и ради Бога".
А публика... публика присоединяется тогда, когда личность начинает перерастать собственные границы, когда сделанное ей оказывается значимым уже не только для нее, но и для многих. Т.е. это происходит на очень зрелом этапе творчества, и оказывается своего рода "дополнительным" эффектом творческого процесса, который публика принимает за первый и основной.
Как будто у творца это единственная забота - тешить или воспитывать публику!
|