В нашем институте в связи с проходившей конференции была открыта в фойе на несколько дней "выставка современного искусства" местных художников, предоставивших для нее свои работы. Фойе крохотное, работ не так много и в основном малого формата, однако именно эта мини-выставка продемонстрировала для меня некоторые проблемы современного искусства даже более ярко, чем проходившая несколько месяцев назад "Игра в классиков", тоже показывавшая современное искусство, но затмевавшая его проблемы шиком, блеском и размахом.
Самое главное, что меня поразило - это то, что при внешнем разнообразии работ, инсталляций, используемых "новых" форм, приемов и идей выставка была пронизана некой общей атмосферой. И атмосферу эту приятной не назовешь. Ощущение было такое, что попал в фильм ужасов, в котором, правда, не страшно, а, скорее, противно. Как будто смотришь мутный, неприятный и бессмысленный сон, от которого скорее хочется проснуться.
Человеческие внутренности, сделанные из плат и проводов, Фиолетовые тетки, проткнутые стрелами. Коллажи про пьяных ментов, тащащих куда-то пьяного мужика. Ползающие повсюду жуки, выкрикивающие комиксовые лозунги. Грязные пятна в рамах. Коробки с распятыми мягкими игрушками... Ну и так далее.
Невольно сравниваешь все это с классикой и приходишь к простому и очевидному выводу, который почему-то ускользает и от творцов "современного искусства", и от его зрителей. Раньше искусство было сознательным творением прекрасного, возвышением человека над обыденным и пошлым, порывом "вверх" и для художника, и для публики. Теперь прекрасного больше нет (как заявили современные философы-постмодернисты), верха и низа тоже нет, так что искусству остается только "самовыражаться". Но подавляющему большинству художников выражать-то особо нечего, кроме разве что всякой мути и дряни, сидящей у них в подсознании. Вот почему выставки современного искусства и превращаются в стрип-шоу уродов, оставляющее неловкое и гадкое впечатление - как будто нечаянно стал свидетелем духовного эксгибиционизма.
Завершу свои впечатления парафразом одной старой эпиграммы Н. Щербины.
Когда на выставки я захожу порой,
При людях мне тогда неловко и конфузно,
Как будто кто передо мной
Показывает гузно.
|