Читая литературоведческие эссе Дмитрия Быкова, невольно обращаешь внимание на то, что все писатели и поэты, которых он делает своими героями, у него как-то плохо заканчивают. Даже если перед нами вполне благополучный жизненный путь, как у Окуджавы, Быков обязательно найдет там какой-то невероятный и непонятный финальный кризис (связанный с тяжелой российской действительностью), не вынеся которого его очередной герой отбрасывает коньки. Но особенно плохим итог жизни в исполнении Быкова всегда оказывается у сатириков, вроде Гоголя, Зощенко, Свифта...
Как ни странно, но Быков в чем-то прав, поскольку он знает, о чем пишет - ведь он и сам сатирик. А сатира, при всем том, что ее считают необычайно полезной для общества, для самого сатирика невероятно вредна.
ДА пишет о том, что у Гоголя был страшный дар – дар созерцания изнанки жизни. Но в каком-то смысле - это дар любо
...
Читать дальше »