Исторический процесс идет, как известно, неровно: периоды плавных, незаметных изменений сменяются в нем бурными, стремительными ломками существующих социокультурных порядков. В философии Гегеля и учении Маркса под это было подведено даже целое философское обоснование: мол, таковы неизбежные законы развития, переход количественных изменений в качественные рывки, и т.д.
Думается, что с точки зрения метаистории все несколько проще: пока Провидение имеет возможность плавно и постепенно реализовывать свои замыслы, мир движется в своем становлении "эволюционным путем". Нужно ли напоминать, что по Д.А это и есть оптимальный путь? Сожалея о том, что государственность второго Демона не смогла обеспечить эволюционное развитие России, он пишет, что
Невозможно даже вообразить, от скольких бедствий и трагедий избавило бы это и нашу родину, и все человечество.
Однако далеко не всегда у Провидения есть
...
Читать дальше »