Деление на элитарную и массовую культуру является общим местом в современной культурологии, притом что массовую культуру традиционно поругивают как "низкую", "примитивную", "попсовую" и "потакающую низменным вкусам толпы", в то время как об элитарной, напротив, говорят с придыханием и почтительно при этом закатывают глаза. Особенно гордятся принадлежностью к "элиткульту" всевозможные культуртрегеры, для которых она является поводом лишний раз продемонстрировать свой культурный снобизм. От массовости бегут как от огня, и чем большему количеству людей противно и скучно произведение, тем активнее его культуртрегеры превозносят.
Вместе с тем очевидно, что в системе координат РМ ни элитарность, ни массовость искусства особой роли не играют. Имеет значение в первую очередь способность произведения пробуждать чувства и эмоции, а также его нравственный заряд, что, в свою очередь, во многом связано с одаренностью его автора. Конечно, есть произведения более простые и более сложные, есть гармонии, доступные всем, и есть гармонии, требующие определенного уровня развития для своего восприятия. Но наличие сложных гармоний не отменяет простые. Кроме того, за сложностью произведения не обязательно скрывается нечто возвышенное и гармоничное, часто она - всего лишь обманка, прикрывающая пустоту, амбиции или холодную игру ума автора (в лучшем случае).
Так что если родонистский взгляд на культуру и выделяет в ней более простое и более сложное, это не повод третировать простое, если оно согрето искренним чувством и для кого-то остается источником вполне светлых и сильных переживаний.
Короче, я не прочь хором спеть с кем-нибудь (или даже поорать) "Жил на ферме старый Мак", хотя более бессодержательной песни я никогда не слышал
|