Деление на элитарную и массовую культуру является общим местом в современной культурологии, притом что массовую культуру традиционно поругивают как "низкую", "примитивную", "попсовую" и "потакающую низменным вкусам толпы", в то время как об элитарной, напротив, говорят с придыханием и почтительно при этом закатывают глаза. Особенно гордятся принадлежностью к "элиткульту" всевозможные культуртрегеры, для которых она является поводом лишний раз продемонстрировать свой культурный снобизм. От массовости бегут как от огня, и чем большему количеству людей противно и скучно произведение, тем активнее его культуртрегеры превозносят.
Вместе с тем очевидно, что в системе координат РМ ни элитарность, ни массовость искусства особой роли не играют. Имеет значение в первую очередь способность произведения пробуждать чувства и эмоции, а также его нравственный заряд, что, в свою очередь, во многом связано с одаренностью его автора. Конечно,
...
Читать дальше »