Людовик IX Святой появляется на страницах "Розы Мира" всего один раз - в примечании, где ДА упоминает о его участи в спасении Наполеона из Гашшарвы. Однако личность этого французского короля заслуживает самого пристального внимания и самого глубокого почтения.
История знает множество примеров набожных королей и правителей, усердно молившихся, подававших нищим и строивших изрядное число храмов, - часто только для того, чтобы "подзаработать" в глазах Бога побольше дополнительных бонусов. Людовик, разумеется, ни в коем случае не из их числа. Он - редкий пример того, как само "королевское ремесло" становится служением Богу, как каждый шаг и каждое ответственное решение взвешивается на весах Божественной справедливости и оценивается не с точки зрения "государственной пользы", но с точки зрения соответствия воле Бога.
В сущности, у Людовика никогда не было никакой иной жизненной цели, кроме как выполнить все то, что требует от него Провидение. Вся его жизнь - это непрерывный вопрос Небу: "Правильно ли я поступаю?", и действия в соответствии с полученными ответами. Не всегда он эти ответы понимал правильно: все-таки на дворе Средние века со всеми их предрассудками, и вряд ли его крестовые походы, как и притеснения евреев, были инспирированы свыше. Но в большинстве случаев Людовик очень точно чувствовал, что от него требуется, и поступал соответствующим образом.
Результат был удивительным - вопреки всем досужим рассуждениям о несовместимости политики и морали правление короля-идеалиста, короля-христианского моралиста обернулось небывалым расцветом Франции. Историки неохотно, но признают, что воцарились мир (король строго запретил феодальные усобицы), экономическая стабильность и рост (король ввел единую монету вместо всякой разнобойной порченной), справедливость в судах и порядок в государственном управлении. Авторитет королевской власти сделался высоким, как никогда, и не только внутри страны: император и папа, погрязшие во взаимных склоках и распрях, неизменно прибегали к нравственному авторитету Людовика как третейского судьи и посредника.
Благодаря Людовику в истории Франции XIII век остался ее "золотым веком". Небо и земля в лице святого короля действуют совместно - и единственный раз за всю историю Франции она, словно величественный корабль, спокойно и уверенно движется по руслу, проложенному Провидением, без несчастий, бед и потрясений. И даже после смерти Людовика это движение иссякнет не сразу, словно тень его правления еще несколько десятилетий будет оберегать страну.
Потом у Франции будет еще много королей. Короли-скупердяи и короли-расточители, короли-распутники и короли-неврастеники, короли-циничные политики и короли-ленивые сибариты, короли-рыцари и короли-буржуа... Среди них будут попадаться даже вполне приличные персонажи, вроде Генриха IV Бурбона.
Но святого короля у Франции больше не будет.
|