С удовольствием прочитал статью, согласен в ней практически совсем. Собственно, и сам задумывался давно об этих вещах, но Денис в своей характерной манере лаконично и точно выразил. Понравилось, что в качестве примера приводится фильм "Я, робот", который давно мне нравится. В качестве иллюстраций к главе "Диктатура" приведу еще два примера - "Эквилибриум", где ярко играет Киану Ривц, и особенно "Облачный атлас". В последнем фильм вообще сделана попытка проследить судьбу на человечества на примере инкарнационных цепочек нескольких героев. Как это сделано, весьма спорно, но само желание творить в этом направлении как минимум вызывает интерес. К тому же это один из пронзительных фильмов-предупреждений об эпохе Антихриста. Сюжетная линия, связанная с девушкой-роботом, напоминает фильм "Я, робот", только здесь все развивается более драматично. По поводу причин отсутствия светлых сюжетов хочется немножко подискутировать. Согласен, что с одной стороны причина этому явление скептицизма и атеизма. Чуть меньше согласен, что нынешняя цивилизация считает саму себя идеальной, поскольку фильмы-предупреждения об антиутопии создают люди, склонные других задумываться о будущем и неудовлетворенные настоящим - обществом потребления. Приходит в голову влияние протестантской культуры, для которой традиционно обращение к Новому Завету, Откровению Иоанна Богослова, на создателей нынешних фильмов. Ведь все-таки фильмы, о которых идет речь, создаются в Америке, а не в Индии и не в Японии (где может быть с духовностью в целом все обстоит лучше). И это же одна из причин, почему нет пророчеств о светлой эпохе - да потому что их нет и в Библии (за исключением неоднозначных пророчеств о тысячелетнем царстве), а протестантская культура ограничена ее влиянием.
Иван, рад тебя видеть у себя в гостях, и спасибо за высокую оценку моей работы.
Примеры, действительно, можно умножать, я думаю, что и дальше все новые фильмы будут так или иначе обыгрывать рассмотренные апокалиптические сюжеты, пока они либо не станут реальностью, либо не вмешается "Роза Мира". "Облачный атлас", кстати, - фильм очень неоднозначный, при всех своих художественных достоинствах, он, на мой взгляд, яркое воплощение всех иллюзий и заблуждений современной западной культуры. Что касается влияния протестантизма на отсутствие светлых сюжетов в фильмах, то здесь вопрос сомнительный, я не рискну тут что-то утверждать или отрицать. Да, Америка - страна протестантов, и фраза "In God We Trust" до сих пор красуется на ее монетах. Однако насколько современное американское общество религиозно, и насколько традиционные религиозные сюжеты оказывают влияние на фабрику грёз - сказать сложно. Мне кажется, что уж Голливуд-то точно религиозностью не страдает, но на уровне массового бессознательного какие-то следы остаться могут. Словом, тут нужно специальное исследование, а я такой масштабной цели себе не ставил
Я еще немного, если можно, размышлений добавлю. Фильм "Облачный атлас" - весьма неоднозначный, согласен. Некоторые сюжетные линии (думаю, догадаешься, какие ) вызвали у меня огорчение и раздражение. Неудачно, на мой взгляд, показано, настоящее и близкое прошлое. Но обе сюжетные линии, обращенные в будущее, кажутся сильными. Хочу обратить внимание на то, чего ты коснулся в статье - антиутопии и диктатуре в будущем противостоит не традиционный голливудовский герой с мечом и пистолетом, который пришел и всех уделал, а новая и необычная религия, в основе которой лежит жертвенный поступок женщины. За религиозные чувства режиссеров Голливуда заступаться никоим образом не буду, так как ничего о них не знаю (впрочем, способность мистического восприятия и личная вера могут в человеке отличаться). Но возможен и другой механизм - действительно на уровне массового бессознательного. Например, страхи, формирующиеся на уровне архетипов, у протестантов традиционно связаны с концом света. Отсюда и "востребованность" этих страхов в современном фольклоре.
Денис, а как же "Аватар", где современная цивилизация терпит поражение от другой, в техническом отношении сильно отсталой, но объединенной сверхъестественным женственным началом?
С "Аватаром" все несколько сложнее. Во-первых, он "выбивается" из ряда, он у нас такой пока один, стало быть показателем тенденции он быть не может. Во-вторых, то, что показывает "Аватар" - это, скорее, патриархальный мир, прошлое, которое для современного мира давно позади и возвращение куда невозможно. К тому же действие "Аватара" происходит не на Земле, стало быть, к судьбам нашей планеты это прямого отношения не имеет. В-третьих, женственная сущность там представлена очень странно, скорее, в духе традиционных представлений о племенных природных богах, чем о богах развитых религий. Видимо, это связано с тем, что пафос "Аватара" - чисто экологический и конъюнктурный, вот, типа жили себе дикари в природной гармонии и жили, а пришли нехорошие дядьки, и все испортили. Потому надо вернуться к изначальной природной простоте. Я, на самом деле, ничего против экологической проблематики не имею, но у Кэмерона все это как-то фальшиво звучит. Чувствуется, что для него это только текущий тренд, которым надо воспользоваться. Потому я в "Аватаре" пророчеств о приходе Звенты-Свентаны не вижу, поскольку его смысл - "природность", а не "духовность".
К тому же действие "Аватара" происходит не на Земле, стало быть, к судьбам нашей планеты это прямого отношения не имеет.
Ну как сказать? Поскольку это вещь, созданная земными людьми, она, разумеется, имеет отношение к судьбам именно нашей планеты. Разумеется, тут нет призыва к дауншифтерству -, возвратиться к дикому состоянию невозможно, - но есть призыв задуматься о благотворной связи с природной стихией.
Цитата
Потому я в "Аватаре" пророчеств о приходе Звенты-Свентаны не вижу, поскольку его смысл - "природность", а не "духовность".
Разумеется, я тоже далек от того, чтобы видеть в богине далекой планеты Звенту-Свентану. Да и тенленции нет - это вы совершенно правильно заметили.
"Аватар", видимо, может быть прочтен как некая ностальгия по утраченному единству с природой, и еще как сожаление о каком-то пути развития, который мог быть выбран когда-то, но выбран не был. Ну и как предупреждение, что "природа однажды возьмет свое", но, наверное, это максимум, что в плане эсхатологии из него можно выжать .
А мне кажется, вы оба правы, каждый по-своему. Мне "Аватар" ощущается как фильм провиденциальный, но пророчеств он действительно не несет. Он заставляет задуматься и изменить ход мысли. Это фильм против засилия техники, против бездушной технической цивилизации, порожденной шрастрами. В нем хорошо чувствуются стихиали, особенно стихиаль Земли, - хоть дело происходит и не на Земле. В то же время это, конечно, не та женственность, которую можно связать со Звентою. Но дух Аримойи в этом фильме присутствует. А то, что Аватар "выбивается" из ряда, это факт.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]