Пятница, 26.04.2024, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Башня

Блог

Главная » 2016 » Ноябрь » 24 » Материалы к "Эстетике Розы". Романтизм
13:57
Материалы к "Эстетике Розы". Романтизм

Есть у меня замысел одного грандиозного проекта: раз уж так вышло, что в последнее время я все больше занимаюсь проблемами искусства, то грех было бы не использовать эти знания во благо Розы.

В частности, я думаю, что можно было бы попытаться создать труд под названием "Эстетика Розы". Замысел, конечно, неподъемный... но дорогу осилит идущий. А отдельные идеи и наброски буду постепенно выкладывать здесь - для обсуждения и обкатывания.

Итак, романтизм как метаисторическое явление. Я уже писал о том, что расцвет искусства связан с его частичным освобождением от диктата религиозных догм: когда, с одной стороны, искусство получает необходимую ему свободу, с другой - еще не расстается с религиозными ценностями и идеалами.

Романтизм, быть может, один из наиболее ярких примеров, иллюстрирующих этот тезис. В сущности, он открывает собой период "великого искусства" XIX века, искусства. которое на какое-то время само попыталось быть религией.

Романтизм, в сущности, превращает художника в жреца и священника. Он - посредник между высшей реальностью и простыми людьми, он улавливает небесные гармонии и скрежет ада и воплощает их в своих творениях. Более того, с родонистским мироощущением романтизм роднит именно повышенное внимание к чувствам, "энергиям", высшая реальность в первую очередь чувствуется, и лишь потом осознается.

Эту высшую и чувственно ощущаемую реальность романтизм находит в природе, реабилитируя ее как источник божественных переживаний, в любви, национальном прошлом, выраженном в мифах, - словом, он стихийно поклоняется всем богам, которых признает и Роза.

Но романтизм губит его стихийность. Ориентированный исключительно на "сильные энергетические потоки", он с такой же легкостью отдается и под власть демонических инвольтаций. Д.А. не случайно называет Байрона игрушкой всевозможных сил, можно сказать, что весь романтизм - такая игрушка, кораблик, который ловит в свои паруса любой ветер, лишь бы он был сильным. Этические критерии романтиков обычно не волнуют, чувства для них оправдывают все, потому столь часто романтизм изображает и демоническое, которое для него столь же интересно, как и божественное.

Однобокость ориентации на "переживание" высшего, невнимание к преобразующей деятельности иерархий быстро приводит к появлению у романтизма конкурента - реализма, который постепенно оттесняет и вытесняет романтизм.

Просмотров: 491 | Добавил: denouts | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
1 ostrov-ivana  
Интересная задумка! комментировать уже можно? smile Для людей, не столь хорошо ориентирующихся в искусствоведении, хотелось бы больше примеров. Особенно с иллюстрациями! smile Художники вообще воспринимаются легче. И вопрос - романтизм - это строго до середины 19 века или можно его рассматривать и в более поздний период, вплоть до наших дней?
Раз уж речь зашла о стихиалях , художник Вильям Адольф Бугро (Рождение Венеры, нимфы и сатир) может служить иллюстрацией? Хотя, как я прочитал в Википедии, его стиль "салонный академизм", а влияние романтизма "он лишь испытывал". Хотя, с моей точки зрения, он самый романтичный романтик из французских художников 19 века...

2 denouts  
1
Комментировать можно!
Что касается примеров, то тут к каждому тезису их можно делать очень много.
К тому же у романтиков, как и положено, было нечто вроде разделения труда: одни писали манифесты и программы, но мало творили, вторые, наоборот, воплощали сказанное собратьями в жизнь.
К примеру, представления об особом статусе художника-пророка можно найти в развернутом виде уже у Блэйка, но воплотится этот проект только в фигуре Вагнера, который не говорил, что художник должен быть пророком, а просто сразу вел себя соответствующим образом  smile

Любовь к природе - тут целая армия, от Озерной школы в Англии до Пушкина и Тютчева.
Национальное мифотворчество - здесь преуспевали немцы, начиная с Гейдельбергских романтиков до Вагнера и Рихарда Штрауса включительно...
Романтическое искусство - огромный мир... если переходить к детальному анализу, утонуть можно.
Цитата
романтизм - это строго до середины 19 века или можно его рассматривать и в более поздний период, вплоть до наших дней?
 Как целостное течение - до середины XIX века, но в отдельных искусствах он дотянет до XX-ого, а у отдельных представителей - и до XXI века.
Про Бугро, к сожалению, ничего не могу сказать, все-таки французская романтическая живопись - это Жерико и Делакруа в первую очередь, салонную живопись им обычно противопоставляют.

P.S. Мало кто увлекается натурализмом и авангардом, но все любят романтиков!  biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Поиск
Вход на сайт

Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz