Есть нечто в подлинных мифах такое, что околдовывает всякого, кто к ним прикоснется. Вот, к примеру, немецкая "Песнь о Нибелунгах" - что в ней вроде бы такого? Убийства да предательства, коварство и гибель. И все же есть еще что-то, что заставляет вновь и вновь к этой трагической истории возвращаться.
Фридрих Геббель о воздействии на него "Песни о Нибелунгах":
Когда-то я, еще совсем мальчишкой,
В погожий майский день бродил по саду
И на столе нашел старинный том.
Его я полистал и, как бывает
С любым из нас, с ребенком робким даже,
Когда, начав произносить заклятье,
Не в силах, по законам чародейства,
Мы смолкнуть, прежде чем договорим, -
Уже не смог от книги оторваться.
В кустах я с нею спрятался и песнь
О Зигфриде прочел и о Кримхильде.
Мне чудилось, что над ключом волшебным
Я сам сижу, седым вещуньям-сестрам
С невыразимым трепетом внимая,
А птицы над моею головой
В ветвях поют, от юности хмельные,
О том, как мир и жизнь великолепны.
Лишь к ночи я, немой и потрясенный,
На место книгу снес, и много лет
Она мне на глаза не попадалась,
Но образы ее неизгладимо
Мне в память врезались, будя желанье
Попробовать их воспроизвести -
Пусть на воде, пусть на песке зыбучем.
Не этим ли отличается подлинный миф? И не таково ли воздействие на нас и самой "Розы Мира"?
|